Бенджамин спок личная жизнь. Методика воспитания бенджамина спока

Методика доктора Спока учит ценить и любить ребёнка. Но опыт самого Бенджамина Спока не был таким идеальным, как описано в его книгах.

Из многодетной семьи

Бенджамин Спок — один из шестерых детей, родившихся в семье адвоката Айвза Спока, и самый старший. Именно поэтому с самого детства он чувствовал ответственность перед младшими и активно помогал маме ухаживать за братьями и сёстрами.

Основные принципы — из детства

В семье Бенджамина придерживались принципов здорового питания и закаливания. Так, дети не ели сладкого до пяти лет, спали под навесом на улице в любую погоду, принимали активное участие в домашних делах вместо прогулок со сверстниками.

Боязливый ребёнок

Мама Бенджамина, Луиза Милдред, придерживалась авторитарного режима. Детей наказывали за провинности, и дети боялись матери. Позже сам доктор Спок расскажет об этом с грустью: он рос боязливым ребёнком, трусившим не только перед мамой, но и другими людьми.

Корабельный врач

Спок всегда мечтал быть врачом, правда, корабельным, ведь море и всё, что с ним связано, завораживало Бенджамина.

Во всём виноват Фрейд

Отправиться в морское плавание ему не было суждено: Бенджамин прочитал Фрейда, и его труды оказали на Спока огромное влияние. Мысль, что болезни не случаются сами по себе, не давала покоя, и Спок решил стать педиатром. Вскоре он поступил в Йёльский университет.

Олимпийский медалист

У Спока были отличные физические данные и рост 189 см. В университете Бенджамина приняли в спортивную команду по гребле, и он достиг в этом спорте немалых высот: участвовал в Олимпийских играх во Франции в 1924 году и выиграл золотую медаль.

Сердечный приступ

Отношения с матерью были непростыми на протяжении всей жизни Бенджамина. Когда он, студент медицинского факультет, привёл в дом невесту Джейн Чини, мама изобразила сердечный приступ. Впрочем, находящийся в тот момент дома отец «сердечную болезнь» своей супруги «успешно вылечил», а на личную жизнь Бенджамина это никак не повлияло — он женился на своей невесте.

Смерть ребёнка и сифилис

Молодая семья пережила трагедию — смерть их новорожденного ребёнка. Мать Спока заявила, в этом виновата невестка и её родословная, ведь, как она выяснила, отец жены Бенджамина болел сифилисом. После этого скандала Бенджамин и его супруга перестали общаться с Луизой Милдред и переехали в Нью-Йорк.

Врач со странностями

Именно так отнеслись к Бенджамину Споку многие родители маленьких пациентов. Их смущала точка зрения доктора Спока, который говорил, что ребёнок — это личность, его надо уважать, не нагружать работой и давать возможность насладиться детством. В те времена детей с раннего возраста готовили к тяжёлой работе, а о личности и воздействии наказаний на психику никто не думал. В итоге пациентов у доктора было немного, зато о нём говорили и писали.

Бестселлер

Ситуация изменилась, когда Бенджамин Спок выпустил серию книг. Каждая из них была адресована родителям, в них рассказывалось о психологических аспектах воспитания, о том, как надо ухаживать за детьми. Одна из книг — «Ребёнок и уход за ним» — стала бестселлером.

Теория и практика

В теории «как воспитывать детей» Бенджамин был силён, на практике же — отнюдь. Он и сам признавался, что был чрезмерно строг к своим детям и никогда не целовал сыновей. Возможно, именно так на него подействовали гены матери и её авторитарная позиция к воспитанию.

Сын-врач

Несмотря на холодность отношений с отцом, старший сын Джон пошёл по стопам Бенджамина и стал врачом. Младший выбрал путь архитектора.

Испытание славой

Когда Спок стал известным доктором, его супруга начала ревновать его к славе и налегать на алкоголь. Бенджамину было за 70, когда семья окончательно распалась.

Молодая жена

Не прошло и года после развода, как доктор Спок решил жениться вновь. 73-летний жених нашел себе молодую невесту, которой было чуть больше 30-ти. Одни говорят, она вышла за него замуж по любви, другие утверждают, что невеста искала славы.

Любимый внук

Судьба свела Спока с его внуком Питером, сыном Майкла, и сердце старика растаяло. Он всей душой проникся к внуку. Однако Питер покончил жизнь самоубийством, врачи констатировали, 22-летний юноша страдал депрессией. Смерть любимого внука 79-летний Бенджамин пережил с инфарктом и инсультом и обвинил во всём своего сына Майкла, который «запустил» ребёнка.

Деньги — обществу

Книги Бенджамина Спока имели оглушительный успех, к примеру, «Ребёнок и уход за ним» выпущен на 40 языках тиражом в 50 млн. экземпляров. Эта книга принесла Бенджамину миллионы, но материальная сторона вопроса его мало интересовала. Он отдавал деньги сотням благотворительных фондов, подписывал не глядя счета, и к старости его многомиллионное состояние растворилось.

Смертельная болезнь

Чтобы бороться с раком, который обнаружился у Бенджамина на закате лет, ему требовалось 10 000 долларов, но таких денег у известного врача не было. Старший сын Майкл пытался помочь отцу, но тот помощи не принял. Жена Спока пыталась собрать сумму, обращаясь к почитателям врача, но не успела. Спок умер в возрасте 94 лет.

«Что-что, - спросишь ты, - спокойно уберите рвоту и выходите из комнаты?» Сегодня принципы воспитания реформатора Бенджамина Спока многие педиатры считают не только спорными, но и отчасти вредными, хотя каких-то 50–60 лет назад по книге «Ребенок и уход за ним» воспитывались и наши родители, и мы сами. И пусть о методике воспитания по Споку спорят по сей день, молодые мамы в разных уголках мира с упоением читают и впитывают каждое слово известного педиатра.

Еще бы, каждый принцип воспитания, рекомендуемый доктором Споком, помогает избежать извечных баталий между родителями и детьми и помочь молодым матерям поверить в собственные силы. «На самом деле родители знают больше, чем им кажется, а это знание - само по себе хороший фундамент для воспитания. Главное - не забывать об этом», - говорил Спок. И этот завет педиатра молодым родителям можно по праву назвать основной идеей его метода воспитания.

«Так Просто!» расскажет о главных идеях доктора Бенджамина Спока и попробует разобраться, оправданы ли современные претензии к теории воспитания именитого педиатра.

Бенджамин Спок

В 50-е годы прошлого века именно голос доктора Спока вселил в матерей уверенность, что они точно знают, что воспитывают свое чадо правильно, и даже могут получать удовольствие от процесса. Книга «Ребенок и уход за ним», увидевшая свет 14 июля 1946 года, открыла новую эпоху в нелегкой науке воспитания, а объем ее продаж уступал по количеству разве что Библии.

Бенджамин Спок предложил американским матерям набор основных рекомендаций по уходу за детьми: как кормить, лечить, купать, воспитывать. Доктор утверждал, что в обращении с ребенком нужно руководствоваться здравым смыслом, соблюдая гармонию между излишней нежностью и чрезмерной строгостью.

  • Родители тоже люди
    Как верно подметил доктор Спок , большинство книг по уходу за детьми посвящено исключительно ребенку, в то время как его родителям внимание не уделяется совсем. Читая подобную литературу, новоиспеченные родители тут же сталкиваются с мыслью, что материнство и отцовство - это конец, всё, finita la comedia. Бенджамин Спок утверждал, что не нужно приносить себя в жертву младенцу, уделяя ему всё свое свободное время и силы. В конечном итоге это попросту сделает несчастными и мать, и ребенка.

Молодая мать имеет полное право испытывать по отношению к ребенку негативные чувства, например, сердиться на него, и имеет такое же право не переживать потом, что она якобы плохая мать. Жизнь после рождения ребенка, по словам Спока, должна быть насыщенной и полной, ведь родители - тоже люди, которым столько предстоит успеть: стать успешными папой и мамой, воспитав здорового и умного малыша, реализовать себя профессионально и не дать угаснуть семейному очагу.

  • Не бойтесь любить
    «Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны», - пишет Бенджамин Спок. Ученые не единожды доказывали, что взрослый человек нуждается в тактильной близости так же, как в еде и питье. А ребенок - подавно!

Современные молодые родители то и дело боятся избаловать малыша физическим контактом, забывая, что это лучший способ проявления любви. Не бойся брать малыша на руки, ласкать и баюкать его, возиться с ним и нянчить его. Лишь вкладывая в чадо свою любовь, заботу, ласку и честность, можно получить достойные плоды.

  • Соблюдайте режим кормления
    «Режим необходим для пользы ребенка, с одной стороны, и для удобства родителей - с другой. Режим экономит ваши силы и время. Гибкий режим означает сведение количества кормлений до разумного в более или менее определенные часы и прекращение ночных кормлений, как только ребенок к этому готов.

В противном случае родители будут слишком утомлены, чтобы дать ребенку нечто большее, чем просто пищу. Раз нет необходимости соблюдать строгий режим, вы сможете сначала подчиняться требованиям ребенка, а затем постепенно установить режим, удобный и для вас, и для него», - объяснял Спок.

  • Не балуйте младенцев
    Спок советовал матерям внимательно относиться к младенческому плачу, брать малышей на руки, успокаивать и пытаться выяснить, в чём дело. В то же время педиатр считал, что ношение на руках младенца старше трех месяцев приведет к тому, что малыш просто избалуется: «Если мать всегда с готовностью берет ребенка на руки, как только он заплачет, то месяца через два он может проситься на руки почти всё время, пока не спит».

Если мать будет по-прежнему уступать, то через некоторое время ребенок поймет, что его бедная, измученная мать у него под каблуком, и будет тиранить ее, требуя, чтобы его постоянно носили на руках». Современные психологи и педиатры с такой точкой зрения не согласны. Если малыш просится на руки, он нуждается в эмоциональном контакте с матерью. А отсутствие таких контактов в детском возрасте чревато тем, что ребенок вырастет замкнутым и неуверенным в себе.

  • Позволяйте ребенку быть самим собой
    «Растите детей в любви - и прибегать к наказаниям не придется!», - утверждал Спок. Еще один важный способ проявления любви к ребенку - это уважение его желаний. Если малыш не хочет спать днем, не заставляй его. Не хочет доедать кашу? Не убеждай его во что бы то ни стало съесть всё до последней ложки. Желания детей очень естественны и интуитивны, но не стоит путать разумные желания с банальными капризами.

«Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба», - говорил доктор Спок. В свое время за пропаганду подобных взглядов доктора обвиняли в потворстве вседозволенности: именно она, по мнению многих тогдашних педиатров и психологов, породила поколение людей, которые разучились уважать старших.

За что же почтенного доктора критикуют сейчас? За фразу «попробуйте не подходить к ребенку сразу, как только он начал плакать. Дайте ему возможность успокоиться самостоятельно. Иногда ребенок может плакать так сильно, что его рвет. Спокойно уберите рвоту и выходите из комнаты»? На деле Спок преследовал вполне благую цель: дать шанс новоиспеченным родителям выжить в абсолютно новых для них условиях.

Доктора Бенджамина Спока называют реформатором. В 1946 году американский педиатр выпустил книгу «Ребенок и уход за ним», ставшую бестселлером и перевернувшую представление родителей о воспитании детей. О методиках Спока до сих пор спорят. Так в чем же их суть и за что мамы со всего мира так любят книги американского доктора?

Основные принципы Спока

«Ребенок – не черновик человека» , - именно это заявление лежит в основе методики воспитания Бенджамина Спока. Он всегда пытался донести до родителей простую мысль: каждый малыш – личность, мнение которой нужно уважать, именно поэтому доктор в первую очередь призывает не наказывать детей, а договариваться с ними.

«В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко - его тело» , - говорит доктор.

Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту .

Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.

Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть. При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать. «Хочу играть», - это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», - это уже каприз.

А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка. Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном. Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.

Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.

Как успокоить ребенка, если он плачет?

Критики теории Спока осуждали американского доктора за то, что тот, якобы, учил родителей не обращать внимание на детские слезы. На самом же деле, Спок разработал целую систему советов, как стоит успокаивать ребенка, когда причиной слез становятся капризы и упрямство, а не потребности, но при этом сделать это так, чтобы замечания не были похожи на запреты.

Вот лишь несколько из предложенных доктором вариантов.

Придумать важное дело, ради которого стоит отложить плач: «Давай ты потом поплачешь, а то скоро стемнеет и мы не успеем сходить в магазин».

Предложить плакать тише, чтобы не разбудить папу, бабушку или даже котика.

Попробовать отвлечь ребенка от и, не обращая внимания на слезы, предложить попить чая или посмотреть, как распускаются листочки на деревьях. Еще один хороший способ – переключить внимание малыша на что-то другое: «У тебя ресничка выпала, давай, ее уберем, а то она мешает плакать».

Проговорить вслух проблему из-за которой ребенок плачет: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что мы не купили тебе машинку, но купить ее сейчас мы не можем».

Предложить лекарство от плохого настроения. Таким лекарством может быть любая вкусная мелочь – мармеладка, печенька. Главное, чтобы ребенок понимал: если лекарство не поможет, ему его больше не дадут, тогда он будет вынужден подыгрывать и успокаиваться.

Методики развития Бенджамина Спока

Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.

Развитие зрительной памяти

Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок. Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку.

Развитие слуховой памяти

Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.

Развитие речи

Чтобы развить речь ребенка, Спок предлагает простейший метод – просто чаще с малышом разговаривать. Чем богаче и красноречивее будет речь родителей, тем лучше будет разговаривать ребенок.

В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая». Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.

Развитие тактильной памяти

Развитие мелкой моторики – залог правильного развития ребенка. По крайней мере, именно так считал доктор Спок и предлагал очень простую игру: в миску с крупой нужно спрятать всякие мелкие предметы и предложить малышу отыскивать их и угадывать, не вынимая. В этот момент мама может что-то готовить и заниматься своими делами на кухне, ребенок же при этом будет занят, увлечен, и при этом будет тренировать мелкую моторику.

Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора. При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка. Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.

Юлия Шершакова

Книга врача-педиатра Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» вышла более 70 лет назад, но до сих пор остается мировым бестселлером, причем у нее есть и горячие сторонники, и фанатичные противники. Как же все-таки следует сейчас, в XXI веке воспринимать и личность доктора Спока, и его книгу? Мы спросили об этом педагога Ирину Лукьянову и педиатра Татьяну Шипошину.

Педагог Ирина Лукьянова

На книгах доктора Спока родители вырастили не одно поколение детей. Но в ХХI веке авторитет доктора подвергли сомнению: советы он давал неправильные, сам был плохим отцом и даже извинялся за свои рекомендации - так что воспитывать детей по Споку нельзя!

Он в самом деле был сложным человеком и отнюдь не идеальным отцом. Нападки на его книгу вызваны отчасти неприятием его политических взглядов, отчасти - тем, что отношение к Споку-политику и Споку-отцу публика перенесла на Спока-профессионала. Но Спок - не воспитатель. Он доктор. Доктор, который первым сказал родителям: «Доверяйте себе, вы знаете гораздо больше, чем вам кажется».

Это утешительные слова для неопытных пап и мам, которые с опаской берут на руки первого ребенка: непонятно, как его держать, чтобы у него не отвалилась голова, что делать, чтобы он не издавал таких чудовищных звуков. В девяностом году, когда у меня родился первый ребенок, книжка Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» была у меня настольной - и очень выгодно отличалась от суровых советских брошюр, требовавших стерильности, дисциплины и режима. Спокойная, основанная на здравом смысле книга доктора Спока как будто разрешала родителям быть собой, расслабиться и слушать не категоричные рекомендации медиков, не знакомых, а себя и своего ребенка. Он прямо в первых строках об этом говорит: «Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу. Воспитание ребенка не будет сложным, если вы сами не будете его усложнять. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку, - ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания». И еще: «…Хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Более того, уверенность в своих силах - залог успеха. Будьте естественны и не бойтесь ошибок».

Доктор Спок объяснял начинающим родителям, что им будет тяжело, что это нормально, что у них может быть депрессия, что с одними детьми бывает легче, а с другими труднее, и с этим тоже живут… Что если тебе кажется, что ты не любишь своего ребенка, то любовь и нежность проснутся со временем, и их может не быть в первые же дни, и это тоже нормально.

Не нужно стерилизовать все. Не нужно постоянно взвешивать ребенка. Не нужно вымерять градусником температуру в ванночке - достаточно попробовать ее обратной стороной локтя.

Революция в детской

Собственно, книга доктора Спока - это не пособие по педагогике. Это медицинский справочник для родителей, и большая часть книги посвящена таким насущным проблемам первого года жизни, как заживление пупка, колики, беспокойный сон, рвота, икота, запоры и поносы, опрелости и сыпь, инфекции и прививки. Это просто энциклопедия начинающей матери, где все часто задаваемые вопросы были собраны вместе задолго до появления интернета. Сейчас многие рекомендации доктора устарели (скажем, никому сейчас не придет в голову предлагать ребенку на искусственном вскармливании перечисленные доктором продукты, которые считались приемлемыми в сороковых годах). Пожалуй, сейчас полностью опровергнута одна рекомендация Спока - укладывать младенца спать на животик, чтобы он не захлебнулся, если срыгнет. Доказано, что синдром внезапной смертности младенцев напрямую связан со сном на животе.

А многие рекомендации из тех, которые тогда казались безумно смелыми и сокрушающими устои, сейчас, наоборот, кажутся чересчур консервативными - так, сторонников совместного сна наверняка возмутит рекомендация доктора не брать ребенка в свою кровать. Впрочем, когда мой ребенок по ночам орал часами, я тоже следовала не этой рекомендации, а другой: слушайте себя и своего ребенка. А в доинтернетные время - это был подробный и толковый сборник сведений о том, что такое ребенок и что с ним делать.

Издание 1991 г.

Сейчас нам уже не видно, в каких исторических условиях появилась эта книга. К середине двадцатого века медицина сделала серьезные успехи и многого добилась в борьбе с антисанитарией, а педагогика уже давно сообразила, что ребенок - это не просто маленький взрослый, только бестолковый, а совсем особенное существо, достойное отдельного изучения. Но до того медицина настаивала на жестком режиме и стерильности, а педагогика - на послушании и дисциплине. Ребенка было положено кормить по часам, не брать на руки, чтобы не разбаловать, туго пеленать и не подходить по любому крику. Собственно, так и растили самого доктора Спока - мама сама могла по справочнику домашнего врача поставить ребенку диагноз «малярия» (и диагноз оказался верным) - но растила детей в строгости и безо всякого тепла. Дети ее боялись и отчаянно ей врали. Отца любили - но он почти не занимался детьми.

Книга доктора Спока в оригинале называется «Основанная на здравом смысле книга о ребенке и уходе за ним». Она в самом деле основана на здравом смысле и любви: родители, не бойтесь разбаловать ребенка, покормив его не по часам. Если хотите поцеловать ребенка - поцелуйте, это не опасно и не разносит инфекцию. Отцы, помогайте матерям и любите своих детей.

Все это было по тем временам совершенно революционно. И книга стала бестселлером, и продаваться стала сумасшедшими тиражами: первый тираж был 10 тысяч экземпляров, но к концу первого года было продано уже 750 тысяч, а затем тиражи перевалили за 50 миллионов на 42 языках.

Без лишних нежностей

Отец Бенджамина Спока окончил престижную школу Филипс Академи и Йельский университет, служил главным юрисконсультом на железной дороге. Он был «суров, но справедлив», по словам самого Спока, но дети видели его редко. Мать была домохозяйкой и пятерых детей воспитывала в железной дисциплине: она точно знала, как их учить, лечить, закалять, с кем им можно водиться, а с кем нельзя. Дети весь год спали на открытом воздухе - на крыльце. Лечила их мать сама, наказывала строго. Биографы Спока выяснили, что результат такого воспитания оказался довольно печальным: четверым из детей Милдред Спок пришлось обращаться за помощью к психиатрам. В одном интервью Спок сказал, что когда его сыновья были детьми, он их никогда не целовал - «а теперь сразу обнимаю, когда их вижу». Может быть - просто не умел, не научился проявлять нежность, хотя прекрасно знал и понимал, как она нужна детям.

Бен Спок пошел по отцовским стопам - в ту же школу и тот же университет, причем сначала решил изучать английскую литературу. Он занимался греблей и в составе университетской команды, которая представляла США на Олимпийских играх в Париже в 1924 году, завоевал олимпийское золото.

Рассказывают, что он любил корабли и думал о карьере моряка; кто-то посоветовал ему стать судовым врачом. Так или иначе, он сменил факультет и стал изучать медицину - сначала в Йеле, потом в Колумбийском университете, который закончил в 1929 году.

В 1927 году он женился на Джейн Чини, дочери богатого производителя шелка. Джейн помогала ему писать его знаменитую книгу - перепечатывала ее много раз, требовала исправить неясные места, искала медицинскую информацию, консультировалась с врачами. Социалистка Джейн повлияла на политические взгляды мужа: республиканец Бен стал демократом. Она родила ему двоих сыновей. Они прожили вместе 48 лет и развелись в 1976 году: он решил жениться во второй раз. А она страдала алкоголизмом. После развода оба сына Спока взяли фамилию матери. «Они ругали меня за то, что я не проявлял к ним больше нежности, когда они были детьми, и был жестким, - сказал он в одном из своих интервью. - Это от бездумности человека, который поглощен своей работой».

Растить по Споку

Блестяще окончив университет, Спок отучился в интернатуре и стал работать педиатром - сначала в клинике, потом вел частную практику. Кроме того, он читал курс педиатрии в Корнелле, одном из лучших университетов страны. Работая с маленькими пациентами, он понял, что родители чаще обращаются к нему не столько с медицинскими проблемами, сколько с вопросами ухода и воспитания: как кормить? Когда давать прикорм? Можно ли часто брать на руки? Надо ли укачивать? Как наказывать? Что делать, если он сосет палец? А если отказывается садиться на горшок? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ему пришлось всерьез заняться детской психологией; он первым из педиатров всерьез изучал психоанализ и написал книгу «Психологические аспекты педиатрической практики», посвященную психологическому климату в семье, где растет ребенок.

Но семьи продолжали задавать вопросы - и в конце концов Споку стало ясно, что молодым современным родителям остро необходим подробный справочник. И что написан он должен быть на твердой научной основе - но с полным пониманием того, что родители лучше всех знают своего ребенка - и что прежде всего ребенку нужна именно любовь родителей.

Бенджамин Спок. 1968 г.

Слушать ребенка, слышать его, уважать его личность - все это стало революционным открытием для послевоенных родителей. Поколение бэби-бумеров было воспитано на идеях Спока - и со временем они стали общепризнанными истинами и педиатрии, и педагогики.

Впрочем, некоторые родители настолько близко к сердцу приняли слова доктора Спока «ребенок сам знает, что ему нужно», что восприняли его советы как идею ни в чем не ограничивать ребенка и позволить ему делать все, что он считает нужным. Сам Спок постоянно возражал против такой трактовки его рекомендаций и даже специально дополнил книгу главой, посвященной дисциплине: он не против дисциплины как таковой, он против дисциплины без любви, против воспитания страхом наказания.

Но и против вседозволенности. Он пишет о молодом поколении родителей, которых родители воспитывали жестко - и которые теперь некритично принимают теорию воспитания любовью: «Но часто такие родители неправильно истолковывали такие теории, например, считая, что детям не нужно ничего, кроме родительской любви, что детей нельзя заставлять подчиняться, что нельзя мешать проявлению их агрессивных инстинктов по отношению к родителям и другим людям, что родители виноваты, если возникают воспитательные проблемы, что когда дети себя плохо ведут, родители должны не сердиться или наказывать их, а проявлять еще большую любовь. Эти неправильные представления неприменимы в реальных условиях. Воспитываемый по таким принципам ребенок будет становиться все требовательнее и капризнее. Кроме того, ребенок будет чувствовать себя виноватым, понимая, что заходит слишком далеко в плохом поведении». Он настаивает: «Ребенку необходимо знать, что его родители тоже имеют свои права и что, несмотря на приветливость и ласковое обращение, они умеют проявлять твердость и не позволят ему поступать неразумно и грубить. Ребенок будет сильнее любить таких родителей. Это приучает ребенка уживаться и с другими людьми».

Тем не менее ярлык пропагандиста вседозволенности к нему приклеили - правда, спустя четверть века после выхода его книги.

Развратитель нации

Поколение бэби-бумеров выросло - первое свободное поколение, говорили одни; развращенное поколение, говорили другие. Когда начались протесты против войны во Вьетнаме, доктор Спок присоединился к ним: он не для того лечил детей, чтобы их убивали. Убежденный демократ, он считал эту войну позором для своей страны, публично выступал против нее - и в 1967 году возглавил вместе с Мартином Лютером Кингом и Джейн Фондой знаменитый антивоенный марш - «поход на Пентагон», а затем был приговорен к двум годам тюрьмы за поддержку призывников, которые сжигали свои повестки (приговор, однако, был отменен после апелляции). Вице-президент США Спиро Агню обвинил Спока в пропаганде вседозволенности и растлении нации; известный проповедник Норман Винсент Пил, поддерживавший войну во Вьетнаме, сказал, что доктор Спок испортил два поколения своим требованием немедленно удовлетворять потребности детей. А само поколение бэби-бумеров прозвали «поколением Спока» - развращенным и разбалованным. И тиражи книг Спока стали падать.

Спок с большим достоинством отвечал: «Поскольку эти обвинения впервые выдвинуты через двадцать два года после публикации книги “Ребенок и уход за ним”, и поскольку те, кто пишет, как вредны мои книги, непременно уведомляют меня, что уж они-то ими никогда не пользовались, - я думаю, совершенно понятно, что неприемлема для них моя политическая позиция, а не педиатрические советы».

Тем не менее среди сторонников жесткого воспитания и телесных наказаний, которых немало среди американских консерваторов (а таких довольно много среди американских христиан) идея о вредоносности книг доктора Спока до сих пор жива и популярна. Дочь популярного проповедника Билли Грэма обронила на телевидении замечание - мол, доктор Спок не велел нам шлепать детей, а то это насилие над их маленькой личностью, а у самого Спока сын покончил с собой. Сплетня пошла гулять по свету, ею полон интернет.

Это неправда: сыновья Спока живы-здоровы (хотя их отношения с отцом и не были радужными - в домашней жизни доктор был тяжелым человеком). Один из них, Майкл, до ухода на пенсию возглавлял музей детства в Бостоне, у второго, Джона, был строительный бизнес. Сын Майкла Питер, с детства страдавший шизофренией, действительно покончил с собой в 22-летнем возрасте - но вряд ли эту семейную трагедию можно как-то связать с педагогическими идеями доктора Спока.

Финал: без денег, но с джазом

Спок написал еще несколько книг; последняя, «Лучший мир для наших детей: выстроить заново ценности американской семьи» была посвящена самым болезненным вопросам американского общества. Доктор Спок сказал в одном интервью, что политика - тоже часть педиатрии. Он преподавал, выступал на радио и телевидении и вел колонки в популярных журналах. После развода с женой в 1976 году он женился на 33-летней Мэри Морган, которая стала его сподвижницей в политической деятельности; они вместе участвовали в митингах протеста, их вместе арестовывали. Она стала ему и секретарем, и стилистом, и диетологом - к концу жизни доктор стал вегетарианцем: он тяжело болел, почти не мог ходить, а на вегетарианской диете сбросил 20 кг и снова стал ходить.

Они обосновались в Арканзасе. Жили на берегу озера, и Спок ежедневно занимался греблей. Потом они вовсе переселились в плавучий дом - почти до самой смерти Спок с женой жил на лодках, и только в последние годы жизни переселился на сушу по требованию врача. Он отличался могучим здоровьем и умер в 95-летнем возрасте. К этому времени от его гонораров за миллионные тиражи почти ничего не осталось: он щедро раздавал деньги - и поддерживал кандидатов от демократической партии, и жертвовал благотворительным фондам.

Вдове пришлось публично собирать деньги, чтобы оплатить больничный счет на 10 тысяч долларов. Спок завещал похоронить его весело, по-новоорлеански: с джазом и танцами. Вдова выполнила его волю.

А книжка продается до сих пор. Сегодняшние родители даже не осознают, что они во многом продолжают растить детей по Споку, даже не читая его.

О докторе Споке (и не только о нем)

Книга доктора Спока была написана в 1946 году, а на русский - впервые переведена в 1956 году.

Я училась в Ленинградском педиатрическом медицинском институте в 80-годы. Могу сказать с уверенностью, что Ленинградская школа была ведущей в СССР. И в 80-е годы, и позже - нас, молодых докторов, учили кормлению ребенка строго по режиму, по часам. Нас учили не «качать» ребенка. Не таскать его на руках. Так я кормила и «воспитывала» своих двух сыновей. Но только «каменное» сердце не дрогнет, когда ребенок кричит в кроватке! Конечно, «систему» я нарушала. А покажите мне того, кто не нарушал!

Мне пришлось переучиваться, уже став «немолодым» врачом. В последние лет десять педиатры учат молодых матерей кормить детей «по требованию». То есть, с небольшой натяжкой, «по доктору Споку». И «качание», и держание ребенка на руках из нарушения «системы» стало правилом. Да, в свое время идеи доктора произвели «переворот» в системе ухода за новорожденными.

Но… любой «переворот» предостерегает нас, чтобы мы не выплеснули с водой и ребенка. В конце концов, каждая мамочка должна прийти к тому, что ребенок выработает свой режим питания. И режим этот будет тот самый, которому нас испокон веков предлагали придерживаться. Через 3 часа, через 3, 5 часа, через 4 часа…

Бедные мамочки, не выспавшиеся, с кругами под глазами! Впадающие в депрессию. Сующие грудь при любом вскрике бедному дитяти. Сколько я видела таких! Иногда приходилось говорить, и достаточно строго: «Не раньше, чем через три часа! Режим!! Никакого “свободного” вскармливания! И спать, спать, спать!»

Из всякого правила есть исключения. Как всегда, польза и вред ходят под ручку, и надо обладать некоторым чутьем, даже, я бы сказала, мудростью, чтобы из любой «системы» извлечь именно то, что подходит и вашему ребенку, и вам. Не надо быть фанатом «системы». Ни традиционной, ни доктора Спока, ни какой-то другой. Читайте и Спока, и Масару Ибука, и любых близких вам по взглядам современных психологов и педагогов.

Например, Леонид Рошаль выступал категорическим противником сна ребенка на животе, так как при этом повышается риск смерти от механической асфиксии. Безнадежно устарели и даже вредны положения о допаивании младенца сладкой водой, о смешанном вскармливании ребенка, о докорме его молоком с сахарным сиропом. Конечно, в голодные года дети вырастали, даже если их выкармливали жеванным хлебом, завернутым в тряпочку. Только в таких случаях ничего не говорится о высочайшей детской смертности.

Мы живем в свое время, в своих условиях. Линии молочных смесей сейчас весьма обширны, большой выбор различных адаптированных смесей, и гипоаллергенных, и безлактозных, и др. Во времена доктора Спока не было таких знаний об иммунитете, об антителах, об аллергии. Поэтому утверждение доктора Спока об отсутствии связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания признано ложным Всемирной Организацией здравоохранения. Кстати, это утверждение принесло большой вред: оно стало руководством для женщин, отказывавшихся вскармливать своих детей грудью.

Устарели положения доктора о введении прикормов, о борьбе с особенностями стула, с коликами и запорами. Не диагностировалась лактазная недостаточность, которая сейчас выявляется за сутки и поддается лечению. Мало кто думал тогда и о непереносимости глютена. Устарели положения о пеленании. Ошибочны некоторые положения о физическом и психомотрном развитии ребенка, о детских неврозах, таких, как заикание, кусание ногтей и прочее.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что молодые родители могут читать любую литературу. Но если вы пошли по этому пути - будьте объективны, не кидайтесь в «систему» как в некую истину в последней инстанции. Почитайте статьи и «за» систему, и «против». Посоветуйтесь с опытным врачом.

Выбирайте с умом, а к ребенку подходите с любовью. Любовь подскажет, как поступить и когда бежать к доктору.

Семейные уроки доктора Спока

Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны. Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают вас его рабом. (Б. Спок)

Революционная педагогика доктора Б. Спока

Поклонники американского ученого, детского врача и педагога Бенджамина Спока часто называют его гуру, учителем и добрым советчиком для всех молодых родителей. Не одно поколение выросло на его книгах, с тех пор как в 1946 году появилась и самая знаменитая из них — «Ребенок и уход за ним».

Эта настоящая «библия» воспитания выдержала множество переизданий, была переведена на 42 языка, став настольной книгой для родителей всего мира и самым раскупаемым изданием после Библии. Ее общий тираж превысил 50 миллионов экземпляров. С простотой и изяществом, с юмором и тактом автор сумел донести до родителей идеи, которые к тому времени были известны лишь узкому кругу психологов и психиатров.

С именем доктора Спока связан настоящий переворот в семейном воспитании, обозначивший решительный переход от авторитаризма в общении с детьми к гуманизму, к демократической педагогике. Спок не столько теоретик, сколько практик-экспериментатор, гарантирующий педагогический успех, заботливо оберегающий родителей от неоправданного риска, неумелого новаторства и ошибок. Особой популярностью пользуются рекомендации Спока у молодых матерей. А выражение «воспитание по Споку» уже стало крылатым. Это воспитание гуманистическое, творческое, опирающееся на две силы — на научное знание и народную мудрость.

Сегодня вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией. Какие еще тайны открыл родителям американский педиатр, ставший авторитетным семейным воспитателем?

Бенджамин Спок родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Мать Бенджамина, Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским» вопросам в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон.

«Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка, — строго-настрого наказывал он папам и мамам в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка», — никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель».

Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона, а педагогический арсенал в ту пору состоял, по определению одного из журналистов, из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». Вполне вероятно, что в знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, Бенджамин Спок и написал свою книгу.

Для большинства американских пап и мам новое пособие было подобно глотку свежего воздуха. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали книгу как увлекательный роман. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом...»

Наибольшее влияние оказали на Спока идеи Зигмунда Фрейда. Молодой медик решил пройти курс Дидактического анализа. С аналитиком ему повезло — им оказался Дональд Винникотт, гуманист в не меньшей мере, чем фрейдист. Результаты анализа воодушевили Спока, позволили ему пересмотреть свое мироощущение, по-новому взглянуть на собственные эмоциональные проблемы с опорой на ранний детский опыт.

Спок был увлечен настолько, что решил сам стать практикующим психоаналитиком. По его убеждению, решение детских проблем следовало начинать с проблем родительских. Некоторое время он работал с молодыми семьями, стремясь предостеречь будущих родителей от предстоящих проблем. Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики».

Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отлучению от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, — Спок, по существу, пытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на еще одно положение Фрейда — что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, — Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. Через несколько лет материал этой первой и наименее известной книги доктора Спока лег в основу другой книги — той, что принесла ему всемирную славу.

Сам Бенджамин Спок не раз говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи крупнейших мыслителей-гуманистов начала XX столетия, полагая, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле».

Британский психолог Пенелопа Лич, считающаяся одним из ведущих в мире специалистов по проблемам развития ребенка, называла Спока «первым, кто взглянул на маленького ребенка, даже младенца, как на полноправного человека. Детская душа интересовала его так же, как и тело, что не было характерно для большинства врачей того времени».

Парадоксы воспитания доктора Б. Спока

Доктор Спок — личность, безусловно, выдающаяся, но в то же время и достаточно противоречивая, о чем не раз говорили и его критики, и сторонники. Но удручает то, что «гуру либералов от просвещения», настаивавший на воспитании детей без стрессов, в любви и радости, с собственными детьми вел себя совсем иначе.

Несколько лет назад сыновья доктора Спока, Майкл и Джон, устав от легенды об «апостоле мягкости», впервые нарушили молчание, выступив в программе ВВС с исповедью о своем «счастливом детстве». «Портрет Б. Спока в семейном интерьере» не имел ничего общего с расхожим имиджем. Добрейший «доктор Айболит», весь жар души отдававший чужим детям, с домашними был холоден, суров и деспотичен. Скупой на ласку, улыбки, задушевные беседы, т. е. на все то, к чему сам рьяно призывал каждого родителя, Спок своим отчуждением доставил немало страданий сыновьям и жене, которая в конце жизни впала в глубокую депрессию.

Неосознанно копируя собственных родителей, знаменитый доктор воспитывал своих детей методами предшественника, Джона Уотсона, слывшего главным авторитетом по этой части в так называемый доспоковский период. Мрачный и педантичный Уотсон, считавший ребенка аморфной массой, из которой можно вылепить что угодно, указывал родителям на необходимость формировать отпрысков холодно и точно, как гончар глину, дабы не испортить человеческий материал (не целовать, не обнимать, не реагировать на капризы, кормить по часам и по схеме и т. д.).

Выпустив книгу, быстро превратившуюся в бестселлер, Уотсон апробировал изобретенную систему на Двух своих сыновьях. В итоге один из них покончил Жизнь самоубийством, а второй стал психоаналитиком.

Сраженный результатом, «гуру» публично отказался от принесшего ему известность сочинения, признав, что «слишком мало знал то, о чем решил написать». Но было поздно. «Гуруманы» уже воспитывали детей по-уотсоновски, мучая их и страдая сами.

С появлением Спока, резко качнувшего систему воспитания в противоположную сторону, многие облегченно вздохнули. Его рецепт счастья для родителей с детьми был сказочно прост и приятен: максимум любви, минимум запретов и никаких конфликтов. Миллионы энтузиастов пошли по жизни с книгой нового гуру в руках. Прошли годы, прежде чем появились первые тревожные сигналы: методика популярного педиатра давала сбои.

Чтобы избавиться от возникших сомнений, одна из последовательниц Спока, психолог М. Гриббин, провела исследование: несколько лет подряд она изучала и сравнивала детей из обычного садика (где требуют соблюдать дисциплину, ставят в угол, заставляют есть полезный, но нелюбимый шпинат) и, так сказать, «эксклюзивного», с богатым арсеналом всевозможного развивающего оборудования, где дети делают все, что хотят, а персонал в случае «невежливого поведения» обласкивает каждого маленького забияку, интерпретируя его выходки как «потребность обратить на себя внимание окружающих, сигнал того, что он обделен заботой и любовью».

Результаты оказались неутешительными. Дети из «традиционного» садика не только выглядели, но и чувствовали себя гораздо счастливее тех, кого воспитывали по-новому. Неограниченная свобода лишала малышей необходимых ориентиров в сложных ситуациях, что делало их нервными, агрессивными и вело к той или иной патологии. В то время как обычные дети увлеченно играли в групповые игры (по 3—4 человека), легко осваивая азы социализации, «споковцы» поодиночке без конца ссорились друг с другом, постоянно выясняли отношения. Разочарованному «отцу вседозволенности» пришлось в конечном счете признать, что его методы воспитания не сделали подросшие поколения молодежи более счастливыми и психически крепкими.

Однако Спок хорошо понимал проблему слишком буквального восприятия своей системы воспитания. Ухаживая за ребенком «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как верили, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями.

Уже в 50-е годы Спок начал предостерегать от крайностей. Во втором издании своей знаменитой книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968) значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед Детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично.

Авторитет скончавшегося в 1998 году Спока продолжает оставаться очень высоким. Однако свято место пусто не бывает, и сегодня «гуруманы» от воспитания уже поклоняются новому кумиру — семейному доктору Стиву Биддалфу. Выросший в Австралии англичанин, психолог по образованию, написал очередной бестселлер — «Секрет счастливых детей», который был переведен на 15 языков и издан миллионным тиражом.

Помимо Великобритании особую популярность эта книга приобрела в Китае и Германии. Ее адресат универсален (родитель с любым уровнем образования, стоящий на любой ступеньке социальной лестницы, имеющий детей от грудничка до подростка), язык прост, картинки похожи на комиксы, мысли — здравые, советы — максимум практичности.

Автор призывает родителей избегать двух основных ошибок: не становиться тиранами самим и не позволять превращаться в них детям. Ведь родители — тоже люди, только взрослые. Действовать методом убеждения «по Споку» хорошо, считает Биддалф, но трудно и долго. Не у каждого родителя в наши дни хватит на это времени и энергии. Поэтому смоделировать правильный стереотип поведения малыша лучше четкой и ясной подсказкой в утвердительной форме.

Например, вместо того чтобы увещевать неуемное чадо фразой «Не выбегай на проезжую часть!», лучше коротко, не вдаваясь в подробности, скомандовать ему: «Стой на тротуаре рядом со мной!» — и точка. Биддалф привлек родителей здравомыслием: детям необходимы интеллектуальные и эмоциональные стимулы, без них они устают и скучают; занимаясь с ребенком, не следует предъявлять к нему завышенных требований, ибо совместная деятельность, которая сближает и творчески обогащает, — уже сама по себе польза; важно выслушивать и поддерживать ребенка в решении его проблем; будь последователен в своих действиях, за плохое поведение наказывай, но плохое настроение на детях не срывай и т. д.

Впрочем, нынешние родители не так доверчивы, как предыдущее поколение. Их пытливый ум, щепетильность, а также доступ к большим объемам информации, в том числе и благодаря Интернету, позволяет не вдаваться в крайности, а рассчитывать на свою интуицию. Они прислушиваются к советам, но не перекладывают ответственность за ребенка на авторов многочисленных воспитательных программ. Доступность специальной психологической литературы, многочисленные журналы, посвященные развитию малышей, расширяющиеся возможности общения на форумах с другими мамами и папами повышают уровень самосознания современных молодых родителей.

Не так давно был проведен опрос 200 мам, имеющих детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Было интересно, прислушиваются ли они к советам доктора Спока или же вообще отказываются от каких- либо «внешних влияний» и ориентируются на свою интуицию. Оказалось, что:

➣ лишь 3 % молодых мам используют в уходе и общении с ребенком советы доктора Спока;

➣ 50 % опрошенных, хотя и не читали его книг, категорически против данных доктором Споком рекомендаций, о которых они слышали от знакомых. Именно поэтому они либо обращаются к другим авторам, либо при необходимости советуются со своими знакомыми, родственниками, друзьями;

➣ 30 % мам читали его книгу, но не согласны со многими описанными в ней советами, хотя и признаются, что периодически открывают ее, в случае если возникают трудности и необходимо срочно их преодолеть;

➣ 17 % респондентов пытались следовать советам Спока после прочтения статей, посвященных идеям знаменитого доктора, или понаблюдав за другими семьями, где активно используют его советы, но не получили ожидаемого эффекта, поэтому больше ориентируются на свой опыт и собственные принципы воспитания.

Что ж, воспитание «по Споку» критикуют давно и постоянно, но при этом иногда забывают: Спок ведь не педагог! Он и не собирался создавать целостную педагогическую систему с методиками, пособиями, конкретными программами и разработками. Педагогика Спока — это просто комментарии к ответам на медицинские вопросы. Добрый доктор учит юную маму, что делать, если у ребенка болит животик, а заодно рассказывает, как малыш видит мир. «Ребенок не готовится жить, он уже живет!» — вот суть споковского учения. В то же время его гуманистические идеи с годами не теряют актуальности.

Споку более чем кому-либо подходит определение «сын своего века». Его рождение пришлось на начало, а смерть — на последние мгновения ушедшего столетия, когда взоры человечества устремились уже в грядущий век. Спок не обогнал свое время, он шел в ногу с ним, проживал его шаг за шагом, чутко впитывая научные идеи и общественные настроения и сам создавая ту идейную атмосферу, которую с готовностью приняли современники.