Что нельзя в субботу евреям. Что запрещено евреям

В этом году в день Девятого ава - с вечера 21 июля по вечер 22-го - около полутора тысячи евреев поднялись на Храмовую гору. Как сообщило иорданское информационное агентство Petra, это вызвало неудовольствие властей Иордании.

Министр по делам СМИ Иордании Джуману Гунаймат назвала восхождение «провокацией, устроенной экстремистами и поселенцами, вторгшимися на Храмовую гору». По словам госпожи Гунаймат, этим евреи нарушили святость данного и места оскорбили чувства верующих мусульман, а израильское правительство не выполнило обязательств «уважать места отправления данного религиозного культа, в соответствии с нормами международного права".

"Скорее, надо говорить о дискриминации евреев", - отвергла эти обвинения в беседе с «Деталями» Маша Зболинская (Писецкая), пресс-секретарь Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль. И посоветовала взамен обратить на запреты, распространяемые сегодня именно на еврейских посетителей.

Мы обратили. Вот эти запреты - неписанные (то есть не закрепленные ни в одном законе или правилах), но оттого не менее незыблемые. Ограничения вводит полиция, руководствуясь единственной целью - свести к минимуму возможность обострения ситуаций здесь, в месте, к которому прикованы взгляды всего мира. О том, что некоторые действия проводить запрещено, посетители узнают лишь постфактум - когда стражи порядка на месте запрещают им это делать, потому что заранее полный список запретов им (включая евреев-туристов) тоже никто не предоставляет. Юридический форум пытался выяснить, есть ли юридический статус у этих запретов. Выяснилось, что речь идет исключительно об распоряжениях, не имеющих юридических оснований. Тем не менее они исполняются неукоснительно.

Вот что запрещено евреям при посещении Храмовой горы:

  1. Поднимать израильской флаг
  2. Совершить поклоны
  3. Молиться
  4. Совершать движения и перемещения, которые могут выглядеть, как молитва
  5. Приносить сюда священные книги и предметы культа
  6. Восходить на гору через ворота, предназначенные только для подъема сюда мусульман.
  7. Уносить камни или почву с этого места
  8. Срывать листья или оливки с масличных деревьев, которые растут здесь
  9. Отделяться от группы, да и вообще как-то выделяться
  10. Отклоняться от постоянного маршрута, по которому следуют группы еврейских посетителей, и подниматься по ступеням, ведущим к "Куполу скалы"
  11. Проводить обряд обручения ("кидушин")
  12. Приносить карты и путеводители, особенно те, на которых обозначено месторасположение мест, святых для иудеев
  13. Садиться на землю, да и вообще присаживаться где-либо, кроме специально отведенных для этого мест
  14. Пить воду из находящихся тут кранов ("фонтанов")
  15. Фотографировать действия, которые полиция может счесть провокацией.

Список, как можно предположить, неполон. Но далеко не все готовы соблюдать эти полицейские запреты. Маша Зболинская, например, все же провела со своим избранником Александром Хаимом Зболинским, ныне покойным, обряд обручения на Храмовой горе. А друзья сфотографировали это действо, "которое полиция могла счесть провокацией". Случилось это в мае 2009 года, и то был один из первых в мире обрядов обручения, проведенный именно там.

Мы с моим будущим мужем уже тогда были активистами ассоциации «Место встречи», которую мы создали в 2007 году совместно с Анной Антопольской, чтобы знакомить русскоязычных репатриантов с Храмовой Горой, Иудеей и Самарией. И мы решили приурочить обряд «кидушин» - то есть, «обручения», «посвящения» - на Храмовой горе ко Дню Иерусалима, - вспоминает она. - Конечно, поднять хупу – свадебный балдахин - нам бы точно никто не позволил, поскольку обряд «кидушин» надо было провести скрытно. Так что хупа у нас прошла в тот же вечер в одном из поселений Самарии. Сами мы такой сложный процесс не смогли бы организовать, нам очень помогли Ицхак и Талья Имас, тоже бывшие активистами ассоциации "Место Встречи", позже убитые в теракте.

- И как вам все это удалось организовать?

Мы сыграли в своего рода «Зарницу». Муж налил в бутылочку из-под виноградного сока вино, потому что сок можно было проносить, а вино – нет, из-за того, что вино может быть частью ритуала. А кольцо он подвесил на цепочку. После проверки нас впустили, ничего не заподозрив, и двенадцать человек - ведь следовало в любом случае соблюсти «миньян» - поднялись на Храмовую гору.

Но это, как говорится, был первый этап. Самым главным было провести обряд, чтобы не заметили охранники, и надеть на палец обручальное кольцо. Если бы что-то пошло не так, нас ждали бы серьезные неприятности.

Но Всевышний помог: внезапно мы увидели группу молодых ребят, а в центре стоял импозантный пожилой мужчина и что-то увлеченно им рассказывал. Мы подошли поближе, познакомились, и оказалось, что этот человек был одним из тех, кто освобождал Храмовую гору. Он сказал, что следует давней традиции: раз в году, в День Иерусалима, приводит сюда молодежь и рассказывает о былых боях, о том, какой ценой досталась Израилю та победа.

«Что же, не согласитесь ли вы поучаствовать еще в одной операции?» - спросили мы, и объяснили, чего от него просят. И он включился моментально - как заправский актер. Стал рассказывать еще увлеченнее, жестикулировать, повысил голос, показывал буквально в деталях, как проходил бой, где кто стоял, кто куда бежал, где находились израильтяне, где арабы... И тем самым отвлек на себя внимание арабских охранников, которых там было очень много и которые смотрели на него, как завороженные, внимая ему с колоссальным интересом. Это было удивительно - ведь, казалось бы, это не их герой, а их противник! Мы его потом спросили, чем вызван такой интерес. Он объяснил, что арабы уважают не только собственных героев, но и чужих - солдат, которые воевали на другой стороне.

И вот все охранники сгруппировались вокруг него - а пока шел весь этот спектакль, мы быстро завернули за угол. Меня схватили, заставили что-то быстро выпить и что-то сказать, поскольку времени было мало. А затем произнесли заветные слова – «Мекудешет, мекудешет» - «Посвящаешься, посвящаешься…»

- В Вашей группе был раввин?

Конечно, иначе ритуал был бы недействительным. И я стала всем показывать обручальное кольцо на пальце, и все стали кричать «Мазл тов, мазл тов!».

Но тут, как мне кажется, охранники поняли, что они что-то упустили. Они ходили вокруг нас кругами, шептались между собой - но ничего сделать не могли. А потом уже в СМИ попало сообщение, что пара провела обряд обручения на Храмовой горе, несмотря на все запреты.

- Не боялись?

Нет, мы были молодые и веселые, и нас ничего не пугало.

- А сегодня, с одной стороны - протест иорданского министра, с другой - наши многочисленные запреты. «Что за комиссия, Создатель»?!

Приводя группы посетителей на Гору, с запретами, о которых вы говорите, мы сталкиваемся постоянно. Их, на самом деле, немыслимое количество. Нельзя даже шепотом произносить еврейскую молитву - за это могут задержать. Нельзя проносить с собой молитвенники, ритуальные принадлежности. Порой задерживают даже христиан…

- Их-то за что?

Что они входят на Храмовую гору с крестиками на шее. Приходилось наблюдать, как их шокирует подобная претензия.

Причем эту ситуацию мы создали сами, своими руками - вернув Храмовую гору ВАКФу в качестве жеста доброй воли. Широко известен факт, что принятию решения способствовал легендарный Моше Даян, и что это был своего рода политический акт. Однако мало кто знает, что Даяна вдохновило полученное им письмо ультраортодоксальных раввинов. Они объединились и обратились с совместным посланием, требуя вернуть Храмовую гору в арабское владение. Для Даяна это был сигнал, что народ Израиля, похоже, не слишком готов распоряжаться попавшей к нему в руки святыней, это и утвердило его во мнении совершить «акт дарения».

Арабы в Иерусалиме празднуют решение убрать магнометры (металоискатели) от входов на Храмовую гору. 2017 г. Фото: Алекс Либак

- Почему раввины поступили столь странным образом?

Здесь надо понимать специфику отношений национально-религиозного лагеря с ультраортодоксами. Нередко они противостоят друг другу, причем в гораздо большей степени чем светскому обществу. И один из вопросов, по которому у них, образно говоря, идет чуть ли не гражданская война – это вопрос о Храмовой горе.

Помимо опасений, что можно по неведению забрести на запретное место, у них есть и другое опасение - что, тем самым, снизится статус Западной Стены, и тогда они, в какой-то степени, потеряют свою паству. Когда доступ на Гору был открыт, сотни и сотни людей ежедневно устремлялись туда, чтобы увидеть это святое место воочию. Это было поистине народное шествие, и раввины-ультраортодоксы поняли, что им придется подстраиваться под новую ситуацию - значит, надо менять философию и объяснять, как себя вести. А они были к этому не готовы. И, кроме того, они боялись, что складывающаяся явно не в их пользу ситуация усилит национально-религиозный лагерь, который призывал к активности во всем, что связано с Храмовой горой.

Все эти причины в совокупности и привели к решению направить обращение Моше Даяну, которому оно оказалось просто на руку.

- Но мы говорим не о теологических запретах, а о вносимых полицией и не подкрепленной законами. Они продиктованы исключительно соображениями безопасности…

Знаете, эти инструкции вряд ли призваны только обеспечить безопасность евреев. Надо видеть, как вообще происходит подъем на Храмовую гору. Идут иностранцы - они быстро проходят, их особенно не задерживают. Мусульман тоже весьма оперативно пропускают, без особых проволочек. Появляется еврейская группа, как правило, большинство в ней - религиозные люди. Ее тотчас оттесняют в сторону, и, по нашему опыту, проверка порой может длиться больше часа. А потом, что тоже бывает, могут вдруг сказать: знаете, а время входа на гору уже закончилось! Я не знаю, какое-то все имеет отношение к безопасности евреев, но это унизительная, по сути, процедура, посредством которой людям дают понять, что они там, на Горе – нежелательные элементы.

- Полиция утверждает, что меры предосторожности направлены на недопущение столкновений между евреями и мусульманами…

На мой взгляд, это обычная демагогия. Не раз евреев, поднявшихся на Храмовую горе, встречали мусульманские женщины, которым было поручено кричать, провоцировать, швырять в них камни. С другой стороны, евреи ни в какой агрессии замечены не были, зато еврею достаточно немного здесь помолиться - и он может загреметь в тюрьму.

- А посетителей-евреев становится из-за этого меньше? Или больше?

Ситуация, безусловно, улучшается. Я помню времена, когда на Храмовую гору практически невозможно было попасть - не то, что сегодня. Да и инцидентов с полицейскими теперь намного меньше. Но нам еще предстоит устранить многие нелепые запреты и избавиться от надуманных претензий.

Марк Котлярский, "Детали". Фото: Эмиль Сальман
На снимке: во время бракосочетания на Храмовой горе. Фото из архива Маши Зболинской (Писецкой)

Девятое ава (ивр. תִּשְׁעָה בְּאָב ‎ Тиш’а бе-ав) —

национальный день траура еврейского народа — день,

когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы.


В нынешнем 5755/2015 году день 9 ава выпадает на Шаббат. Такое бывает раз в несколько лет. Поскольку в Шаббат нельзя ни поститься, ни проявлять какие-либо признаки траура, то все законы и обычаи 9-го ава исполняются на следующий день - в воскресенье, 10 ава. В подобной ситуации имеются свои особенности, о которых стоит вспомнить.

Ашер РОХБЕРГЕР

Прежде всего, ближайший шаббат 25 июля, называемый также Шаббат Хазон по соответствующему отрывку из пророков, читаемому в этот день, ничем не отличается от любого другого Шаббата. Можно есть мясо и пить вино, петь шаббатные песни (все это, включая третью трапезу) (Шульхан Арух 554, 19). В этом отличие от случаев, когда канун 9 ава выпадает на будний день.

В средние века в некоторых ашкеназских общинах Европы было принято не надевать в этот день шаббатную одежду, но под давлением большинства галахических авторитетов этот обычай исчез уже много сот лет тому назад.

Перед наступлением Шаббата можно также мыться теплой водой с мылом, шампунями и всем остальным, как принято обычно. В этом отношении ашкеназам тоже нет причин волноваться. Во-первых, они могут полагаться на обычаи своих сефардских братьев, которые больше подходят нашему средиземноморскому климату, чем обычаи ашкеназов центральной Европы. Во-вторых, как известно, рабби Йосеф Каро с его трудом «Шульхан Арух» признан галахическим авторитетом для всех евреев, проживающих в Земле Израиля. В-третьих, это подпадает под определения, связанные с проявлением уважения к Шаббату и получением удовольствия в Шаббат (кавод вэонэг шаббат), а эти заповеди никто не отменял.

Для тех, кто бреется перед шаббатом, есть как облегчающие, так и устрожающие мнения, и сегодня принято облегчать по всем вышеуказанным причинам. Тот, кто устрожает, должен знать, что это устрожение, а не галаха, которая разрешает.

В случае, если на этот Шаббат выпадает брит-мила или бар-мицва, то они проводятся точно так же, как если бы они проводились в любой другой Шаббат.

Относительно изучения Торы в этот Шаббат существуют разные мнения. Есть те, кто разрешает учить только те разделы Торы, что были разрешены для изучения 9 ава (Кицур Шульхан Арух 125, 4). По мнению Бен Иш Хай, Тору можно учить до полудня без каких либо ограничений. Но и после полудня, он считает, есть место для облегчения в этом вопросе.

Переход от шаббата к соблюдению траурных обычаев . Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. В обычной ситуации между заходом солнца и выходом звезд существует период времени, о статусе которого есть галахический спор. В шаббат к этому времени добавляется еще некоторое время, которое определяется, как дополнительная святость. В обычные Шаббаты в течение всего этого времени запрещено выполнять работы, запрещенные в Шаббат. В этот Шаббат, помимо этих работ, запрещено проявление каких-либо траурных обычаев. Поэтому до обычного времени окончания Шаббата продолжают носить шаббатную одежду и кожаную обувь.

После окончания Шаббата необходимо произнести благословление БАРУХ АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ (Благословен разделяющий между святостью и буднями), после чего надо сменить одежду и обувь (в случае, если в шаббат носили кожаную). Также перестают сидеть на стульях, в креслах и.т.п. и говорить друг другу «шалом».

На исходе Шаббата принято задерживать вечернюю молитву на какое-то время, чтобы дать возможность молящимся переодеться дома и прийти в синагогу в одежде и обуви, соответствующим этому дню. Подробности вы узнаете в своей синагоге.

Что делать с обрядом авдала? Ведь с исходом Шаббата начинается пост и, соответственно, нельзя пить вино. Мы это откладываем до окончания поста в воскресенье вечером. Тем не менее, мы отделяем Шаббат от будней как обычно, в дополнении к четвертому благословению в молитве Амида. Поэтому рекомендуется, чтобы женщины, даже те, которые обычно не произносят вечернюю молитву, в этот раз её прочли, дабы отделить Шаббат от будней (не говоря уж о том, что молиться вообще хорошо). Если по какой-то причине женщина все же не смогла помолиться, достаточно того, что она произнесет благословение «Благословен разделяющий между святостью и буднями», после этого она может выполнять любые виды работы.

Совершают благословление на свечу, т.к оно не связанно с вином, а является нашей благодарностью за сотворение огня для Адама на исходе первого Шаббата. Принято произносить это благословление после окончание вечерней молитвы, перед чтением свитка Эйха. Если по какой -то причине кто- то не успел это сделать сразу после молитвы, то может сделать это в течение всей ночи.

После окончания поста, перед началом еды, а главное, питья, совершают обряд «авдала» на вино и произносят два соответствующих благословления: на вино и на разделение между святостью и буднями. Ни на исходе Шаббата, ни на исходе поста не произносят благословения на благовония.

Если человеку по медицинским показаниям запрещено поститься, включая пост 9 ава (и принимает об этом решение исключительно врач-специалист, а не сам человек с его субъективными ощущениями), то обряд авдалы делается как обычно, на исходе Шаббата. По мнению комментария «Каф аХаим» (556-9) предпочтительнее делать авдалу не на вино или сок, а на другие напитки.

Если человек все же делает авдалу на вино или сок, и при этом есть возможность дать выпить вино (а лучше сок) маленькому ребенку, то это предпочтительный вариант, но если такой возможности нет, то человек может сам выпить около 40 миллилитров. Нет необходимости проводить обряд авдалы для маленьких детей, которые, естественно, едят в этот день.

Поскольку данный материал могут читать люди, находящиеся в разных часовых поясах, то я не указываю времени исхода шаббата и поста, и каждый должен проверить их в соответствии с местом своего проживания. Это так же легко проверить с помощью соответствующих программ в интернете.

Дай Бог, чтобы все вышесказанное стало неактуальным, и еще до конца недели пришел Машиах, но если это в силу наших грехов не произойдет, то тогда, чтобы сбылось сказанное в ВТ трактат Таанит(30, 2), что каждый скорбящий об Иерусалиме удостоится увидеть его в радости, а также увидит исполнение пророчества Зехарии о том, что все дни общественных постов станут праздниками .

Фото: Чтение кинот у Западной Стены в Иерусалиме | בית השלום,

Раз созрел такой вопрос, наверное, Вы уже знаете, что заповедь о субботе актуальна для народа Божьего. Если Вы еще сомневаетесь, прочтите раздел моей книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения», посвященный субботе

Что касается вопроса - что можно, а чего нельзя, то в Библии Бог не дает четких исчерпывающих запретов и наставлений относительно соблюдения субботнего покоя. Значит, Он не ставил такой цели.

На заповедь о субботе, как и на другие заповеди, нужно смотреть с точки зрения духа, но не буквы. То есть, поразмышлять, какую цель преследовал Господь, когда давал эту заповедь!!!

Например, Господь запрещает в этот день зажигать огонь в жилых помещениях.

Исх.35:3 не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы.

Если смотреть с точки зрения буквы, то получается, что верующие не должны в субботу включать свет, печку - очаг и разогревать пищу... То есть люди должны мучатся из-за неудобств, а возможно даже мерзнуть... (Кстати многие иудеи так и делают). Разве это угодно Богу?

А согласно толкованию “по духу”, то есть по внутреннему смыслу, который хотел вложить в заповедь любящий мудрый Господь, в Исх. 35:3 Моисей дает наставление, чтобы люди не занимались в субботу приготовлением пищи, так как это большая суета и определенные сложности. Из-за них женщины не могут исполнять субботу так, как хотел Бог.

Подтверждение этому есть в той же книге Исход, чуть раньше.

Исх. 16.23 И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня (то есть в пятницу)

Отсюда четко видно, какая мысль заложена в запрете на использование в субботу огня. Нужно было готовить в пятницу вперед на два дня, чтобы не заниматься готовкой, то есть домашними делами, в субботу.

Евреи же, как подробно разобрано в моей книге, сделали из субботы день запретов, превратив День Господень в день уныния и скорби. Они даже не могли делать добро в субботу, думая, что это тоже запрещено Господом!

Но такой формальный подход к заповеди о субботе был неугоден Создателю. Поэтому Иисус постоянно обличал духовных лидеров Израиля и умышленно делал добро в субботу, после этого поясняя правильное ее соблюдение.

Иисус прямо говорил:

Матф.12:12 можно в субботы делать добро .

О каком добре здесь идет речь? Выше, с 9 по начало 12 стиха видно, что Иисус рассуждает о спасении и облегчении страданий.

О том же Христос говорил и другими словами:

Лук. 6:9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?

Иисус постоянно учил людей как правильно соблюдать субботу, не перечисляя конкретных правил, а возвращая верующих к ее сути. Хорошо подумайте над следующими словами Христа:

Мар.2:27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

То есть, не нога для ботинка, а ботинок для ноги... Мы не живем, чтобы есть, а едим, чтобы жить... Иисус этими словами объяснял, что суббота дана Богом для человека, а израильтяне превратили себя в ее рабов!

Бог не формалист и поэтому не ставить четких ограничений по субботе. Он ко всему подходит с позиции пользы для человека и с учетом сострадания ему.

Посмотрите на пример, приведенный Иисусом.

В Мар. 2:23-27 и Матф. 12:1-7 Иисус рассказывает о царе Давиде, который убегая от преследователей, проголодавшись, пришел в храм и ел хлебы предложения, хотя их по закону Божьему могли есть только священники. Получилось, что Давид формально нарушил закон, но Бог с него не взыскал за данный поступок, так как хлебы помогли спасению Давида и священник разрешил их есть из сострадания к нему…

Поэтому данный пример Иисус закончил словами, что Бог хочет милости, а не жертвы. То есть Господь ждет от нас доброго, открытого, искреннего, любящего отношения к Нему и Его закону, а не насилия, издевательства над собой и другими людьми.

Теперь давайте посмотрим, какие наставления “по духу” содержит Писание о субботе:

В Исх. 20 главе с 8 по 11 стихи Бог возвещает Себя Творцом и говорит, что субботу мы должны посвящать Ему, так как Он наш Творец.

Во Втор. 5:12-15 Господь представляет Себя искупителем и выражает желание, чтобы люди отдыхали в этот день и давали отдых другим, включая животных.

А пророк Исаия (Ис. 58:13-14) призывает не заниматься в субботу обычными делами, чтобы данный день был отрадою, святым отделенным днем, и не потворствовать своей плоти, не угождать своим прихотям...

Например, в Неем. 13:19, сказано, чтобы перед субботой ворота в город запирались, дабы не продавать в нем и не покупать. Отсюда некоторые верующие не позволяют себе в субботу совершать никаких покупок. Однако, выше с 15 стиха видно, что Неемия был возмущен тем, что иудеи в субботу работали и занимались торговлей, именно это он желал прекратить, закрывая ворота в Иерусалим. Таким образом, если человек в субботу, например, идет с миссионерским делом и от жары у него пересохло в горле, он может себе купить воду или напиток, чтобы облегчить страдание. Другое дело, будет не правильно, если человек соберется в субботу в магазин за покупками - “затариваться” (хотя это можно сделать в другой день), вместо того, чтобы отделять субботу и посвящать её Богу...

Подводя итог, можно сказать, что согласно духу заповеди, Господь желает, чтоб субботу мы сделали отделенным от других – святым днем. Этот день мы должны посвящать Богу, делам евангелия и милосердия! Но и можно отдохнуть в этот день, если в другие дни этого сделать не получается, чтобы восстановить организм, ведь в переводе шаббат – это покой. Однако, если человек, проваляется целый день на диване, то это не будет соблюдением субботы, так как здесь на лицо потворство плоти или угождение прихоти. В этом случае верующий не исполнил первого – главного ее назначения – не посвятил субботу Богу.

Господь хочет, чтоб субботы сближали верующих с Ним – любящим Отцом - и это для нашего же блага!


Валерий Татаркин

В Государстве Израиль, большая часть населения придерживаются иудаизма. Согласно этому вероисповеданию, Бог создавал землю шесть дней, а в седьмой день Творец отдыхал, это же Он завещал людям. Седьмой день у евреев называется шаббат.

Шаббат начинается с закатом солнца в пятницу и продолжается до заката солнца в субботу. В данный период нельзя заниматься почти никаким трудом. Субботних запретов у иудеев тридцать девять и их нарушение считается большим грехом.

Запреты разделены по нескольким категориям. Одиннадцать запрещённых работ относятся к изготовлению хлеба, а именно: посев рассады, пахотные работы, сбор урожая, связывание снопов, молотьба колосьев, очистка зерна от остатков соломы, очистка зерна от мусора, сортировка зерна, помол зерна, приготовление теста, собственно выпечка изделий из теста.

Ещё одиннадцать запрещённых работ относятся к процессу изготовления ткани из овечьей шерсти или льна: обстригание шерсти, отбеливание шерсти, вычёсывание шерсти, покраска шерсти, изготовление пряжи, заправка нитей в ткацкий станок, установка на станке продольных нитей для основы ткани, собственно сам процесс изготовления ткани, распускание ткани, завязывание узлов, развязывание узлов, шитьё, разрыв ткани.

Ещё семь субботних запретов касаются изготовлению изделий из кожи и предваряющим этому процессам. Запрещено: охотиться, убивать животных, свежевать туши животных, обрабатывать кожу, разглаживать кожу, раскраивать кожу, разрезать кожу.

Оставшиеся запреты на такие виды работ: написание двух букв, стирание двух букв для нового их написания, строительство, разрушение, разжигание огня, тушение огня, последний удар молотком, перенос вещей из частной территории в общественную.

Единственным поводом, при котором можно нарушить субботние запреты, не совершая греха, является спасение своей или чьей-либо жизни. Малые дети и сумасшедшие могут не соблюдать шаббат, не опасаясь греха в любом случае.

Все перечисленные запреты не стоит понимать буквально. Запрещены не только описанные действия, но и все логичные производные от них. Например, под последним ударом молотком стоит понимать любое действие, которое станет окончательным, приведёт что-либо в состояние готовности: настройка музыкальных инструментов, починка автомобиля и тому подобное. Сбор урожая касается не только зерновых, но и любого сорванного или выкопанного плода.

Кроме всего этого, чтобы «дети Израиля» случайно не нарушили какой-либо запрет, существуют дополнительные ограничения призванные своевременно остановить человека и не дать ему сделать грешное действие в шаббат.
На всякий случай под субботние запреты попадают очень многие действия и работы. Например, нельзя: включать электрооборудование, фотографировать, писать письма, бриться и многое другое. При этом не запрещено переставлять мебель в комнате или переносить другие тяжести в пределах дома.

Таким образом, можно понять, что запрещёнными являются не все физические действия как таковые, а только те, в результате которых что-то возникнет, измениться или исчезнет. То есть, запрещено в шаббат изменять окружающий мир, включая творческие старания. В свою очередь, пользоваться тем, что создано до наступления шаббата никто не запрещает. Включённый в пятницу свет или зажжённый огонь не будут нарушениями субботы, если огонь не гасить, а свет не выключать.

Опираясь на это, были придуманы некоторые небольшие уловки, которые позволяют израильтянам не нарушать шаббат, используя некоторые удобства. Многие лифты в многоэтажных домах Израиля в субботу работают в специальном режиме – чтоб иудеи не нажимали кнопок, лифт постоянно ездит вниз-вверх, останавливаясь на каждом этаже. Многие включают одну из конфорок на кухонной плите ещё в пятницу, и она горит всю субботу. Существуют даже службы работников не иудеев, которые готовы выполнять всю запрещённую работу.

В нынешнем 5775\2015 году день 9 ава выпадает на Шаббат. Такое явление встречается раз в несколько лет. Поскольку в Шаббат нельзя ни поститься, ни проявлять какие либо признаки траура, товсе законы и обычаи 9-го ава исполняются на следующий день в воскресенье 10 ава. Поэтому в подобной ситуации имеются свои особенности, о которых стоит вспомнить.

Прежде всего, ближайший шаббат 25 июля, называемый так же Шаббат Хазон по соответствующему отрывку из пророков, который читают в этот день, ничем не отличается от любого другого Шаббата. Можно есть мясо, и пить вино, петь шаббатние песни (все это включая третью трапезу) (Шульхан Арух 554, 19). Это отличается от обычных случаев, когда канун 9 ава выпадает на будний день.

В средние века в некоторых ашкеназских общинах Европы было принято не одевать в этот день шаббатнюю одежду, но под давлением большинства галахических авторитетов. Этот обычай исчез уже много сот лет тому назад.

Перед наступлением Шаббата можно так же мыться теплой водой с мылом, шампунями и всем остальным, как принято обычно. В этом отношении ашкеназам тоже нет причин волноваться. Во-первых они могут полагаться на обычаи своих сефардских братьев, которые больше подходят к нашему средиземноморскому климату, чем обычаи ашкеназов центральной Европы. Во-вторых, как известно, рабби Йосеф Каро и его труд Шульхан Арух, признан галахическим авторитетом для всех евреев проживающих в Земле Израиля. В-третьих это подпадает под определения связанные с проявлением уважения к Шаббату и получения удовольствия в Шаббат (кавод вэонэг шаббат), а эти заповеди никто не отменял.

Те, кто бреется перед шаббатом- есть как облегчающие, так и устрожающие мнения, и сегодня принято облегчать, по всем вышеуказанным причинам. Тот, кто устрожает, должен знать, что это устрожение, а не галаха, которая, разрешает.

В случае, если на этот Шаббат выпадает брит мила или бармицва, то они проводятся точно также, как если бы они проводились в любой другой Шаббат.

Относительно изучения Торы в этот Шаббат, есть разные мнения. Есть те, кто разрешает учить только те разделы Торы, что были разрешены для изучения 9 ава (Кицур Шульхан Арух 125, 4). По мнению Бен Иш Хай, Тору можно учить до полудня без каких либо ограничений. Но и после полудне он считает, что есть место доя облегчения в этом вопросе.

Переход от шаббата к соблюдению траурных обычаев. Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. В обычной ситуации между заходом солнца и выходом звезд существует период времени, о статусе которого есть галахический спор. В шаббат к этому времени добавляется еще некоторое время, которое определяется, как дополнительная святость. В обычные Шаббаты в течении всего этого времени запрещено выполнять работы, запрещенные в Шаббат. В этот Шаббат помимо этих работ, запрещено проявление каких либо траурных обычаев. Поэтому до обычного времени окончания Шаббата продолжают носить шаббатнюю одежду и кожаную обувь.

После окончания Шаббата необходимо произнести благословление БАРУХ АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ (Благословен разделяющий между святостью и буднями), после этого переодевают одежду и обувь (в случае если в шаббат носили кожаную). Так же перестают сидеть на стульях, в креслах и.т.п. и говорить друг другу шалом.

На исходе Шаббата принято задерживать вечернюю молитву на какое то время, чтобы дать возможность молящимся переодеться дома, и прийти в синагогу в одежде и обуви, соответствующим этому дню. Подробности Вы узнаете в Вашей синагоге.

Что делать с обрядом авдала? Ведь с исходом Шаббата начинается пост и, соответственно, нельзя пить вино. Поэтому мы это откладываем до окончания поста в воскресенье вечером. Тем не менее, мы отделяем Шаббат от будней как обычно в дополнении к четвертому благословению в молитве Амида. Поэтому рекомендуется, чтобы женщины, даже те, которые обычно не молятся вечернюю молитву, в этот раз её помолились, чтобы отделить Шаббат от будней (не говоря уж о том, что молиться вообще хорошо). Если по какой-то причине женщина все же не смогла помолиться, достаточно того, что она произнесет вышеуказанное благословение «Благословен разделяющий между святостью и буднями», после этого она может выполнять любые виды работы.

Совершают благословление на свечу, т.к оно не связанно с вином, а является нашей благодарностью за сотворение огня для Адама, на исходе первого Шаббата. Принято произносить это благословление после окончание вечерней молитвы, перед чтением свитка Эйха. Если по какой -то причине кто- то не успел это сделать сразу после молитвы, то может сделать это в течение всей ночи.

После окончания поста, перед началом еды, а главное питья, совершают обряд «авдала» на вино и произносят два соответствующих благословления: на вино и на разделение между святостью и буднями. Ни на исходе Шаббата, ни на исходе поста не произносят благословения на благовония.

Если человеку по медицинским показаниям запрещено поститься, включая пост 9 ава (и принимает об этом решение исключительно врач специалист, а не сам человек, с его субъективными ощущениями), то обряд авдалы делается как обычно на исходе Шаббата. По мнению комментария «Каф аХаим»(556-9) предпочтительнее делать авдалу не на вино или сок, а на другие напитки

Если человек все же делает авдалу на вино или сок, и при этом есть возможность дать выпить вино (а лучше сок) маленькому ребенку, то это предпочтительный вариант, но если такой возможности нет, то человек может сам выпить около 40 миллилитров. Нет необходимости проводить обряд авдалы, для маленьких детей, которые естественно едят в этот день.

Поскольку данный материал могут читать люди, находящиеся в разных часовых поясах, то я не указываю времен исхода шаббата и поста, и каждый должен проверить их соответственно с местом своего проживания. Это так же легко проверить с помощью соответствующих программ в интернете.

Дай Бог, чтобы все вышесказанное стало не актуальным и еще до конца недели пришел Машиах, но если это в силу наших греховне произойдет, то тогда, чтобысбылось сказанное, в ВТ трактат Таанит(30, 2), что каждый скорбящий об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости, а также исполнение пророчества Зехарии о том, что все дни общественных постов станут праздниками.