Стоп-кадр. Модная фотография Дениса Пила

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в России выставку всемирно известного фэшн-фотографа Дениса Пила (Denis Piel). Экспозиция объединит около 60 знаковых фотографий, которые были сняты для ведущих модных изданий США и Европы: Vogue, GQ, Vanity Fair.

Выставка сконцентрируется на 1980-х годах – пике карьеры фотографа – и подчеркнет его особый кинематографичный подход к модной съемке. Денис Пил родился во Франции в 1944 году, детство и юность провел с семьей в Австралии, где в 1966 основал свою первую фотостудию. В 1970-е работал между Парижем, Лондоном и Миланом, занимаясь фэшн-фотографией и рекламой. В 1979 году, замеченный легендарным главным редактором издательства Condé Nast Александром Либерманом, Денис Пил переехал в Нью-Йорк, получив, наряду с великими Ричардом Аведоном, Ирвином Пенном, эксклюзивный контракт с издательством Condé Nast. За 10 лет ему довелось сделать более 1000 модных съемок для ведущих модных журналов издательства в США, Германии, Италии, Франции, Великобритании. Многие из этих кадров стали безусловно узнаваемыми, иконическими фотографиями мира моды своего десятилетия. А. Либерман отмечал: «Денис Пил – один из великих фотографов современности… Он привнес в фэшн-фотографию невероятно свежий взгляд, он показал жизнь современной женщины так, как это не удавалось прежде никому».

Героинями его снимков были модели, которые в 1980е стали настоящими звёздами своего времени. Среди них: Кристи Тарлингтон, Рейчел Уильямс, Лара Нашински, Ева Уоллен, Нэнси Донахью, Джиа Каранджи, Келли Леброк, Джоан Северанс, Йоанна Пакула. Женщина Пила особенно чувственна и эмоциональна, часто застигнута в интимный, не «парадный» момент. Это делает ее куда более «настоящей» и привлекательной. Однако Дениса Пила всегда больше интересовали модели, которые были или могли стать актрисами в кадре, а не слепо следовали указаниям фотографа. На выставке также будут представлены фото сессии с Умой Турман, Энди Макдауэлл, Голди Хоун, Настасьей Кински, Шарлоттой Рэмплинг, Джеймми Ли Кёртис и многими другими. Серия фотографий с 16-летней Умой Турман примечательна тем, что стала первой профессиональной фотосессий юной актрисы.

В своём подходе к фэшн-фотографии Денис Пил испытал не столько влияние фотографических гениев Аведона, Пенна и Ньютона, сколько кинематографистов своего времени, в особенности Стенли Кубрика. Модный стилист Джон Вертин (John Vertin) отмечает: «Я всегда говорил, что Дениса Пила можно назвать Стенли Кубриком мира моды, потом что при работе с ним или взгляде на его фотографии у меня возникает то же самое ощущение, что при просмотре фильмов Кубрика. Холодная элегантность образа, странное напряжение или даже наэлектризованность состояния в кадре. Едва уловимое, тонкое, не броское. Сюжет происходящего понятен не сразу, как, например, у Ньютона. Ясность приходит со временем и пробирает до мурашек». И фотограф полностью подтверждает свой кинематографичный подход, который придает глянцевой фотографии нетипичную загадочность, тем самым расширяя границы жанра. «С помощью своей фотографии я, на самом деле, стремлюсь рассказать историю. Я хочу создать определенную мизансцену… Стоп-кадр! Вот, то, к чему я всегда стремлюсь. Стоп-кадр с эмоциональным накалом, напряжением-саспенсом и вопросом в голове зрителя: что происходило до момента кадра, что происходит сейчас и что произойдет в следующую минуту».

В конце 1980х Денис Пил был награжден премией Leica Medal of Excellence for Commercial Photography, тогда же основал видео-агентство Jupiter Films, оставив Condé Nast и сфокусировавшись на кинематографе. Фотографии Дениса Пила находят в постоянных коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон), Музее Изобразительных Искусств (Бостон) и многих частных собраний по всему миру. Персональные выставки автора прошли в галерее Rove Gallery в Лондоне (2013), Музее текстиля в коммуне Лабастид-Руэру (2010), музее Musée du Point de Vue в Брюсселе (2010), театре города Кастр на юге Франции (2009), Национальном музее костюма и моды в Лиссабоне (2008), галерее Staley Wise в Нью-Йорке (1982). Денис Пил приедет на открытие выставки в Москве, а также проведет авторскую встречу, на которой расскажет о своем творческом пути.

Всемирно известного фешн-фотографа Дениса Пила (Denis Piel) , внёсшего неоценимый вклад в развитие «модной фотографии» 80 годов. На ней было представлено около 60 известных работ мастера, который, кстати, целых 30 лет мечтал приехать в Россию.

Масштаб личности французского фотографа говорит сам за себя. Ему позировали Ума Турман, Настасья Кински, Голди Хоун, Шарлотта Ремплинг и Джейми Ли Кёртис. Он снимал для журналов GQ, Vogue, The New York Times Magazine, Vanity Fair и других, а легендарный главный редактор издательства Condé Nast Александр Либерман говорил о нём так:

«Денис Пил – один из великих фотографов современности… Он привнес в фэшн-фотографию невероятно свежий взгляд, он показал жизнь современной женщины так, как это не удавалось прежде никому»

Для Пила – это не просто статичное изображение. Главное для него – рассказать историю, создать определенную сцену, своего рода «стоп-кадр». Зритель должен не просто смотреть на фотокартину и получать визуальное удовольствие, в его голове должно возникать много вопросов и домыслов по поводу того самого остановившегося мгновения, запечатленного на пленку: что происходило до того, как фотограф нажал на кнопку? Почему герои оказались именно в этих местах и позах? Что произойдет дальше? В воображении каждого зрителя должен родиться «фильм».

Именно поэтому Денис Пил так любит работать с профессиональными актрисами. Часто фотограф дает им роль, ворох одежды для съемок, помещает в нужную среду и ждет подходящего момента с камерой наготове, будто охотник. Модели действуют самостоятельно, поэтому истории получаются живыми и интересными.

«Меня интересуют кинематографичные моменты, я стараюсь поймать их. Мне не нравится поза, статичные кадры, я ищу что-то реальное и живое. Но эта реальность должна содержать в себе вопрос и толчок к размышлениям и не должна быть законченной. Однажды на съемки сериала в замке Ховард мы привезли с собой павлина и устроили импровизированное соревнование между птицей и девушкой-моделью в нарядной одежде. Было интересно поставить вопрос: кто красивее на самом деле?» - поясняет он особенности своего подхода к делу.

Интересна история знаменитой съёмки Голди Хоун для журнала Rolling Stone. Фотограф пришёл к модели домой, где она показывала ему наряды, которые могли бы пригодиться для фотосессии. Все кадры родились именно во время этого непринужденного разговора и демонстрации одежды, ведь когда люди не позируют, не напрягаются в попытке что-то изобразить или лучше выглядеть, они настоящие и естественные. А Денис Пил хотел «поймать» именно индивидуальность актрисы, а не образ, в который она может войти.

Визитной карточкой фотографа стала фотосессия 16-летней Умы Турман. Это была первая съёмка в карьере будущей культовой актрисы. Говорят, что именно Пил разглядел в юной леди звезду.



«Во время той съемки присутствовали еще две модели, это была групповая фотосессия. Но я очень хорошо помню, что поймал себя на том, что не могу остановиться снимать Уму. Она была невероятно притягательна…» - вспоминает Денис о том дне.

Кстати, для него имеют большое значение отношения фотографа и модели на съемочной площадке. По его словам, фотограф обязательно должен быть немного влюблен в свою модель, тогда получится шедевр.

Ещё для Пила важно, чтобы никто из девушек не чувствовал себя неловко. Возможно, в этом и заключается секрет успеха мастера? Модели для него не «живой материал», с помощью которого нужно красиво запечатлеть стильную одежду, они для него – целые вселенные со своим уникальным внутренним миром, чувственностью, характером и переживаниями. Донна Каран однажды сказала:

«Денис представил фрагменты из жизни успешной женщины с настоящим подходом режиссера. Он придал женщине текстуру, движение и эмоции. Он рассказал о ее внутреннем и внешнем мирах. Денис в состоянии сделать это, потому что он любит и понимает женщин»

Другой представитель моды, стилист Джон Вертин, считает, что Пила можно назвать «Стенли Кубриком мира моды», потому что чувства, которые он испытывает при рассмотрении работ фотографа, можно сравнить с чувствами от фильмов Кубрика:

«Холодная элегантность образа, странное напряжение или даже наэлектризованность состояния в кадре»

Говоря же о сюжете снимков, он замечает, что тот понятен не сразу, осознание приходит позже, но пробирает до мурашек.

Напомним, что известный фотограф Денис Пил родился во Франции в 1944 году, детство и юность провёл в Австралии, там и начал карьеру в качестве помощника по печати. Уже в 22 года он открыл собственную фотостудию, а затем начал работать для журналов Vogue Australia и POL. В 70-х годах Пил продолжил своё творческое развитие в Европе, где сотрудничал с ведущими журналами и брендами. В 79-ом фотограф переехал в США, где получил работу для New York Times Magazine и был замечен тем самым Александром Либерманом, существенно повлиявшим на его карьеру. Уже в 1989 году фотограф получил престижную премию Leica Medal of Excellence for Commercial Photography. После этого он создал продакшн-агентство Jupiter Films и посвятил себя кино и рекламе.

Вот так шаг за шагом, от Австралии до Америки через Европу и протаптывал себе путь талантливый фотограф. А вы готовы «обогнуть» глобус ради своей мечты?

ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34


На этой неделе в Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка Дениса Пила – мастера, стоящего у истоков съемок в глянце в 80-е годы. Название «Стоп-кадр. Модная фотография Дениса Пила» отсылает к ассоциациям с кинематографом, впрочем, небезосновательно. Сам фотограф, выступая с презентацией в честь запуска экспозиции в Москве, не раз подчеркивает свою ориентацию на процессы создания фильмов. Впервые он предложил идею визуально перенести принципы кинематографа на разворот модного журнала арт-директору французского Vogue в 1979 году, и тот одобрил его инициативу. Фотограф не только смотрит в объектив и щелкает затвором: он сам выбирает сюжет для съемок, попутно формируя сценарий.


«Однажды я снимал для американского Vogue: выбор локации пал на Марокко, поскольку мне хотелось запечатлеть контраст между европейскими и африканскими девушками. Я решил устроить съемки на улице, чтобы сюжет разворачивался сам по себе. Люди, которые проходили мимо, тоже могли стать частью фотографии – иногда это получается интересно, иногда не получается вовсе. Меня интересуют кинематографичные моменты, я стараюсь поймать их. Мне не нравится поза, статичные кадры, я ищу что-то реальное и живое. Но эта реальность должна содержать в себе вопрос и толчок к размышлениям и не должна быть законченной. Однажды на съемки сериала в замке Ховард мы привезли с собой павлина и устроили импровизированное соревнование между птицей и девушкой-моделью в нарядной одежде. Было интересно поставить вопрос: кто красивее на самом деле?»


В портфолио Дениса Пила вошли снимки многих известных супермоделей: среди тех, кто попал в его объектив, - Кристи Тарлингтон, Рейчел Уильямс, Лара Нашински, Ева Уоллен, Нэнси Донахью, Джиа Каранджи, Келли Леброк, Джоан Северанс, Йоанна Пакула, Ума Турман, Энди Макдауэлл, Голди Хоун, Настасья Кински, Шарлотта Рэмплинг, Джеймми Ли Кёртис.

«Энди Макдауэлл – сегодня уже мировая знаменитость – попала ко мне на съемки совсем молодой девушкой. Она скромная, и ей было довольно сложно раскрепоститься перед камерой. Но она доверилась мне, приняла мой сценарий, она была готова – как актриса – играть со мной»



Многие задают себе вопрос: должна ли модель быть актрисой, совмещать в себе искусство кино и фотографии? Не обошлось без размышлений на эту тему и на встрече с Денисом Пилом:

«Мне нравится работать с актрисами – он понимают и чувствую ход моих мыслей. Важно – ловить момент, то, что происходит вокруг тебя. Для того, чтобы модели было легче, я предлагаю ей целый гардероб на день для разных случаев. Она действует самостоятельно, а я жду момент. При этом я исхожу из сценария, который придумываю для съемки. Если я раздаю своим моделям роли, они благодарно реагируют. Такие истории получаются более осознанными, девушки видят цель, чувствуют, что им нужно изобразить».

Денис Пил был фэшн-фотографом с 79 по 90-е годы. Прошло почти тридцать лет, и процессы съемок сильно изменились. Чем же отличались подходы к иллюстрированию глянца сейчас и тогда?

«Когда съемка проходит успешно, выбрать 7-10 снимков для финальной публикации довольно сложно. В 80-е я снимал на пленку 35 миллиметров. В отличие от сегодняшнего времени, я не мог достоверно знать, в какой мере получилось то, что я задумал. Это создавало совершенно другие ощущения от съемки: не было возможности понять, если вдруг что-то идет не так, можно было только инстинктивно почувствовать».



Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в России выставку всемирно известного фэшн-фотографа Дениса Пила (Denis Piel). Экспозиция объединит около 60 знаковых фотографий, которые были сняты для ведущих модных изданий США и Европы: Vogue, GQ, Vanity Fair. Для участников вход на выставку свободный. Выставка будет работать с 8 февраля по 7 мая.

Экспозиция выстраивается вокруг 1980-х годов - пика карьеры фотографа - и подчеркивает его особый кинематографичный подход к модной съемке. Денис Пил родился во Франции в 1944 году, детство и юность провел с семьей в Австралии, где в 1966 основал свою первую фотостудию. В 1970-е работал между Парижем, Лондоном и Миланом, занимаясь фэшн-фотографией и рекламой. В 1979 году его заметил легендарный главный редактор Condé Nast Александр Либерман, и Денис Пил переехал в Нью-Йорк, получив - наряду с великими Ричардом Аведоном, Ирвином Пенном - эксклюзивный контракт с издательством. За 10 лет ему довелось сделать более 1000 модных съемок для ведущих модных журналов издательства в США, Германии, Италии, Франции, Великобритании. Многие из этих кадров стали безусловно узнаваемыми, иконическими для своего десятилетия.

А. Либерман отмечал: «Денис Пил - один из великих фотографов современности... Он привнес в фэшн-фотографию невероятно свежий взгляд, он показал жизнь современной женщины так, как это не удавалось прежде никому».

Героинями его снимков стали модели, которые в 1980-е были настоящими звездами своего времени. Среди них - Кристи Тарлингтон, Рейчел Уильямс, Лара Нашински, Ева Уоллен, Нэнси Донахью, Джиа Каранджи, Келли Леброк, Джоан Северанс, Йоанна Пакула. Женщина Пила особенно чувственна и эмоциональна, часто застигнута в интимный, не «парадный» момент. Это делает ее куда более «настоящей» и привлекательной. Однако Дениса Пила всегда больше интересовали модели, которые были или могли стать актрисами в кадре, а не слепо следовали указаниям фотографа. На выставке также будут представлены фотосессии с Умой Турман, Энди Макдауэлл, Голди Хоул, Настасьей Кински, Шарлоттой Рэмплинг, Джеймми Ли Кертис и многими другими. Серия фотографий с 16-летней Умой Турман стала первой профессиональной фотосессий юной актрисы.

В своем подходе к фэшн-фотографии Денис Пил испытал не столько влияние фотографических гениев Аведона, Пенна и Ньютона, сколько кинематографистов своего времени, в особенности Стэнли Кубрика. Модный стилист Джон Вертин (John Vertin) отмечает: «Я всегда говорил, что Дениса Пила можно назвать Стэнли Кубриком мира моды, потом что при работе с ним или взгляде на его фотографии у меня возникает то же самое ощущение, что при просмотре фильмов Кубрика. Холодная элегантность образа, странное напряжение или даже наэлектризованность в кадре. Едва уловимое, тонкое, не броское. Сюжет происходящего понятен не сразу, как, например, у Ньютона. Ясность приходит со временем и пробирает до мурашек».

«С помощью своей фотографии я на самом деле стремлюсь рассказать историю. Я хочу создать определенную мизансцену... Стоп-кадр! Вот то, к чему я всегда стремлюсь. Стоп-кадр с эмоциональным накалом, напряжением-саспенсом и вопросом в голове зрителя: что происходило до момента кадра, что происходит сейчас и что произойдет в следующую минуту», - говорит фотограф.


В конце 1980-х Денис Пил был награжден премией Leica Medal of Excellence for Commercial Photography, тогда же основал видеоагентство Jupiter Films, оставив Condé Nast и сфокусировавшись на кинематографе. Фотографии Дениса Пила находятся в постоянной коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон), Музее изобразительных искусств в Бостоне и многих частных собраниях по всему миру. Персональные выставки автора прошли в галерее Rove Gallery в Лондоне (2013), Музее текстиля в коммуне Лабастид-Руэру (2010), музее Musée du Point de Vue в Брюсселе (2010), театре города Кастр на юге Франции (2009), Национальном музее костюма и моды в Лиссабоне (2008), галерее Staley-Wise в Нью-Йорке (1982). Денис Пил приедет на открытие выставки в Москве, проведет авторскую встречу, на которой расскажет о своем творческом пути, и устроит специальную экскурсию по экспозиции.

Контактная информация:

Французского фотографа Дениса Пила называют «Стэнли Кубриком мира моды». В 80-е годы он оказал огромное влияние на «модную» фотографию. Денис работал с ведущими изданиями США и Европы: Vogue, GQ, Vanity Fair, Rolling Stone, — а героинями его снимков были такие звезды, как Ума Турман, Энди Макдауэлл, Голди Хоун, Настасья Кински, Шарлотта Рэмплинг, Кристи Тарлингтон и многие другие.

Денис Пил приехал в Москву на открытие своей первой выставки в России, которую можно увидеть в Центре фотографии имени братьев Люмьер. АиФ.ru встретился со всемирно известным глянцевым фотографом, чтобы узнать подробности звёздных фотосессий.

Елена Яковлева, АиФ.ru: Вероятно, вам известно о скандале с выставкой фотографий Джока Стерджеса, которая проходила здесь же, в Центре фотографий братьев Люмьер, всего несколько месяцев назад. Активисты обнаружили в ней детскую порнографию и потребовали закрыть экспозицию. Интересно узнать ваше мнение об этом прецеденте?

Денис Пил : Мне сложно ответить на этот вопрос. Я знаю работы Джока Стерджесса , но не знаю эту конкретную выставку и никогда не слышал об этой ситуации.

Вообще я придерживаюсь той идеи, что искусство свободно. И мне, безусловно, претит идея того, что какая-то выставка фотографий может быть запрещена, закрыта государством или ещё кем-то. Если выставка имеет отношение к оскорблению чьих-то чувств, то стоит об этом подумать, но у искусства есть свои ориентиры, свои эксперты, и нужно полагаться на них. Всегда нужно понимать, из чего исходил автор, из чего исходил художник, в чем концепт, в чем идея этого проекта.

— На выставке, которую вы привезли в Москву («Стоп-кадр. Модная фотография Дениса Пила» — ред.), есть намёк на эротику. Но, насколько мне известно, у вас есть и более откровенные работы, почему их нет среди представленных фотографий?

— В качестве возможности для экспонирования я предлагал галерее свой последний проект «Down to Earth» («Ближе к земле» — ред.), в котором исследуется человеческое тело в отношении с землёй, природой, растениями. В этом проекте представлена обнаженная женская и мужская натура, но у меня возникло ощущение, что это предложение со стороны галереи не встретило поддержки. И, кажется, теперь я понимаю почему.

В России есть некое непонимание обнаженного тела в искусстве. Это для меня очень грустно, потому что мой проект не несет никакой агрессии. И сейчас, когда мы готовили выставку фотографий 80-х годов, у нас был вариант подчеркнуть либо кинематографичный подход к съемке, либо чувственный. Я рад, что получилось и то, и другое, но со своей стороны я бы отобрал больше фотографий, которые подчеркивают чувственность.

Теперь я понимаю, что с этой темой есть некое непонимание и почему отбор во многом получился такой, какой получился.

Выставка «Стоп-кадр. Модная фотография Дениса Пила». Фото: Пресс-служба Центра фотографии им.братьев Люмьер

— Как думаете, почему же наше общество так остро реагирует на наготу?

— Не знаю, вероятно, это вопрос общего образования, осведомленности... Я считаю, что каждый человек должен осознавать и понимать, кто он с психологической, физической, ментальной точки зрения. Не только понимать, но и уметь об этом говорить, показывать, работать с этим. Это как раз то, что я исследую.

На самом деле, у меня всегда было представление, что русские люди более эмоциональны. И говоря об эмоциональной восприимчивости русских, мне сложно понять, каким образом физическая сторона эмоций оказалась не так развита, как душевная.

— А если бы ситуация с закрытием выставки случилась именно с вами, если бы ваши фотоработы кто-нибудь назвал порнографией, чтобы вы сказали?

— Я бы отправил их к психиатру (смеется).

Денис Пил на фоне фотографии Энди Макдауэлл. Фото: Пресс-служба Центра фотографии им.братьев Люмьер

«Самые обычные люди»

— В Россию вы привезли фотографии, которые были сделаны для модных журналов ещё в 80-е годы. На них запечатлены такие красавицы, как Ума Турман, Энди Макдауэлл, Голди Хоун, Настасья Кински... Как вам удаётся сохранять рабочие отношения с такими красивыми женщинами, как вам удаётся не влюбляться в своих моделей?

— На самом деле, профессиональные отношения в этой сфере подразумевают, что нужно быть немного влюбленным в свою модель. Это нормально и даже правильно. Естественно, когда я снимаю, то пытаюсь раскрыть модель не только физически, но и эмоционально. Это подразумевает какое-то естественное сближение между нами. Какова может быть история дальше, насколько может быть больше сближение между фотографом и моделью, это уже личная история...

Клэр Хоук, 1985 г. Фото: Пресс-служба Центра фотографии им.братьев Люмьер / Денис Пил

— Хотелось бы заглянуть за объектив камеры и узнать, как во время фотосессии вели себя ваши звёздные модели?

— Всё достаточно естественно, на съемках они самые обычные люди. Могу рассказать про фотосессию Энди Макдауэлл, которую я делал для Vogue. Как вы можете убедиться, это достаточно откровенная и чувственная съёмка, при этом сама Энди очень-очень скромная девушка (во всяком случае, она была такой тогда) и для неё совсем не характерно такое поведение. Я работаю во многом как режиссер и предложил Энди сыграть подобную роль. Несмотря на свою естественную скромную натуру, она согласилась, а когда эти снимки были опубликованы в Vogue, была потрясена. Её друзья говорили: «Энди, это не ты, ты совсем на себя не похожа, ты совсем другая!». В тот момент она была смущена, но сейчас, оглядываясь назад, говорит мне, что очень гордиться теми снимками.

А, например, съёмка Голди Хоундля журнала Rolling Stone проходила совсем иначе. Я пришел к Голди домой, и она показывала мне вещи, которые могла бы использовать для нашей фотосессии. Мы замечательно общались и, собственно, в процессе разговора родились эти кадры. Я не хотел, чтобы она играла кого-то перед камерой, я хотел, чтобы она была собой, хотел поймать её индивидуальность.

— А что насчёт Умы Турман? Известно, что вы были первым, кто сделал с будущей популярной актрисой и моделью первую профессиональную фотосессию. Тогда вы разглядели в 16-летней девочке звезду?

— Во время той съемки присутствовали еще две модели, это была групповая фотосессия. Но я очень хорошо помню, что поймал себя на том, что не могу остановиться снимать Уму. Она была невероятно притягательна... И я думаю, что это отвечает на ваш вопрос.

Ума Турман, 1986 г. Фото: Пресс-служба Центра фотографии им.братьев Люмьер / Денис Пил

— А вы когда-нибудь фотографировали русских моделей?

— На самом деле, я никогда не работал с русскими моделями. Да и в России впервые и ещё мало видел русских женщин (смеется).

— Не могу сказать, что я когда-либо сильно интересовался миром моды как таковым. Меня всегда больше интересовал сам человек, сама модель, которая, безусловно, носит эту модную одежду.

Но я понимаю, что известных дизайнеров всегда что-то вдохновляет. Свое вдохновение они черпают из самых разных ресурсов: из разных эпох, из разных национальных традиций. И я уверен, что в России есть очень много источников для вдохновения, их только нужно найти и реализовать, быть достаточно смелым для того, чтобы громко о себе заявить.