Опыт работы мдоу по обж детей дошкольного возраста. Опыт работы по формированию обж в условиях фгос Описание профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происходящее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. И если взрослый человек может самостоятельно ориентироваться в ситуации, то ребёнок чаще всего оказывается к ней не готов. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском, не подавив при этом у него естественной любознательности, открытости и доверия, не напугать и подготовить к полноценной жизни - обязанность взрослых.

Обучение воспитанников основам безопасности начинали с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций. В результате было выявлено, что не все дети знают номер телефона служб спасения, место работы родителей, как и к кому обращаться за помощью, как вести себя в опасных ситуациях. Анкетирование родителей позволило сделать вывод, что родители уделяют недостаточно времени обучению детей правилам безопасного поведения, зачастую ограничиваются банальными запретами, сами пренебрегают простейшими правилами, не задумываясь о том, что ребёнок запоминает и копирует их действия. А педагоги подчеркнули недостаточную оснащённость необходимыми средствами обучения.

Работая над обозначенной проблемой важное значение придали созданию предметно - игровой среды. С этой целью провели смотр - конкурс «Уголок безопасности». Воспитатели совместно с родителями обновили макет, моделирующий улицы и дороги, приобрели транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.), наглядно - информационный материал, дидактические, сюжетно - ролевые, настольно - печатные игры, художественную литературу. (Фото. Уголки безопасности.)

Особое внимание уделили пополнению атрибутики по пожарной тематике. Руками педагогов сделаны: макет пожарной каланчи, пожарной машины, стенды: «Огнеопасные предметы», « Средства пожаротушения», пожарные знаки, костюмы для юных спасателей и другое. (Фото. Макет пожарной машины. Макет пожарной каланчи. Огнеопасные предметы. Средства пожаротушения.)

С целью повышения активности и инициативы воспитателей в деле решения поставленной задачи, практиковались разнообразные формы методической работы:

Групповые (семинар-практикум, консультации, открытые просмотры);

Индивидуальные (индивидуальные консультации, анкетирование, самообразование).

В помощь педагогам в методическом кабинете оформили выставку методической литературы по вопросу ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, подготовили картотеку материалов из научно - методического журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляем через разнообразные формы работы.

Во время экскурсий по улицам посёлка, в пожарную часть дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, техникой и средствами пожаротушения, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Современная техника, спецодежда для спасателей и многое другое оставили незабываемые впечатления и вызвали у детей интерес.

(Фото. Экскурсия по улицам посёлка. Экскурсия в РОЧС.)

На специально организованных занятиях педагоги знакомят детей с правилами поведения на улицах посёлка, обыгрывают ситуации вступления в контакт с незнакомыми людьми, рассказывают о средствах пожаротушения, о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

(Фото. Занятие «Наша улица». Занятие «Как вести себя с незнакомыми людьми». Занятие «Знакомство с профессиями».)

Дети с удовольствием занимаются изготовлением коллажей, драматизацией произведений, с интересом смотрят видеофильмы, участвуют в праздниках и развлечениях, беседах, наблюдениях.

(Фото коллажей. Фото. Драматизация «Кошкин дом» Развлечение «Пожарная грамота»)

Особое место в системе работы по данной теме занял проектный метод, который способствовал развитию у детей собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулировал развитие самостоятельности и ответственности; воспитывал навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. С учётом опыта работы с дошкольниками, а также с учётом интересов сегодняшнего дня были разработаны проекты: «Пожарная безопасность», «Огонь друг, огонь враг», «Правила дорожного движения», «Безопасность на дороге» (воспитатели Касперович Т.В. Решетко Л.С., Мелешко И.Н., Жук О.С.)

Проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решать только в рамках дошкольного учреждения. Поэтому мы поддерживаем тесный контакт с родителями воспитанников. Родители принимают активное участие в обогащении игровой среды, в выпуске стенгазет, выставках.

(Фото. Выставка «Пожарные машины». Выставка «Не играй с огнём» )

Для формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных чрезвычайных ситуациях, в дошкольном учреждении прошёл цикл мероприятий с участием представителей РОВД и РОЧС (беседы, викторины, праздники). (Фото. Встреча с работниками РОВД и РОЧС)

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:

Дети не только приобрели новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Они знают основные правила личной безопасности, умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях, знают алгоритм вызова службы безопасности. У детей сформирован интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами, они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице, дома.

Родители понимают, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил ребёнок должен не просто их выучить, но обязательно видеть их исполнение, наблюдать правила в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, неопределённость.

Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

Мы надеемся, что проводимая нами работа поможет всем детям избежать опасных ситуаций, уберечь их жизнь и здоровье.

Российская Федерация

Свердловская область

Тавдинский городской округ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 общеразвивающего вида

С приоритетным осуществлением социально – личностного развития детей

Презентация опыта работы

«Технология формирования основ безопасной жизнедеятельности детей»

Воспитатель:

Абдулова Марина Владимировна

г. Тавда, 2015 год

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать
.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.

«Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это», - отмечали в исследованиях П. Лич и П.Статмэн.

К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать.

ФГОС ДО в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования четко сказано, что ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Следует отметить, что в такой стране как Англия основным содержанием дошкольного образования является «Безопасность».

Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств, формировать практические навыки безопасного поведения в быту, природе и т.д.

Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используется понятие «безопасное поведение», хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить: от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; от среды обитания: природной, техногенной, социальной, в военной обстановке. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты.

Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации.

Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.

Исходя из теоретического анализа содержания понятий «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:

    Знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

    Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

    Отношение переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Исходя из вышесказанного, нами была выбрана технология формирования основ безопасной жизнедеятельности, как наиболее эффективной.

1 слайд - Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности относится к социально-воспитательным технологиям – это группа технологий, ориентированных на осуществление важнейшей функции общества – подготовку подрастающего поколения к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе.

2 слайд - Целевыми ориентирами технологии является:

Стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Цель: создание условий для формирования безопасного поведения детей 3-7 лет в быту, социуме, природе.

Задачи:

Формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников;

Способствовать формированию умение вести себя соответствующим образом в различных ситуациях;

Создавать условия для накопления познавательного опыта, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей;

Обеспечивать формирование ключевых компетентностей дошкольников.

4 слайд - Содержание ОБЖ базируется на «триаде» системы безопасности «Природа – Человек - Общество», где в формулу «Общество» введено не только понятие «Социума», но и результаты деятельности человека, т.е., техногенные аспекты и их воздействие на самого человека, окружающую среду. При раскрытии содержание ОБЖ выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия составляющих системы «Природа – Человек - Общество», и определяются способы и направления противодействия этому процессу. Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни.

5 слайд – Работа основывается на принципах:

Системности,

Концептуальности,

Управляемости,

Эффективности,

Воспроизводимости.

Ведущая роль в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателю. Однако технологию реализуют все участники воспитательно-образовательного процесса. Реализация технологии предполагает применение разнообразных форм и методов работы с детьми. Сочетание познавательных занятий с совместной образовательной деятельностью воспитателя и детей в режимных моментах, также с созданием условий для их самостоятельной деятельности позволяет успешно решать поставленные задачи. Особое внимание направляли на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применить их в реальной жизни, что и является компетентностью.

6 слайд Этапы реализации технологии :

1 этап – подготовительный;

Формирование у детей через различные виды деятельности представления о необходимости введения безопасного здорового образа жизни.

2 этап – понимания и коррекции;

Корректировка поведения и деятельности детей, помогает в организации практической деятельности

3 этап – практический;

Стимулирование проявления активности, самостоятельности

4 этап – заключительный.

Наблюдение, оценка, корректировка, расширение опыта детей.

7 слайд Прежде, чем начать работу по ОБЖ, мы обновили предметно-пространственную среду, подобрали литературу для детей, методическую литературу. Так у нас появились истории про СтоБеда, а затем и игрушка СтоБеда, связанная своими руками.

8 слайд - На первом этапе реализации технологии идет формирование у детей через различные виды деятельности представления о необходимости введения безопасного здорового образа жизни. На этом этапе ребенок принимают информацию, поэтому мы старались доступно и интересно преподносить информацию, используя различные методы и формы обучения.

9 слайд – Обсуждение, сравнение, обобщение, проигрывание – все это помогает эффективно закреплять полученные знания детей по ОБЖ.

10 слайд – Встреча с интересными людьми, проводились в доступной, игровой форме.

11 слайд – Дети узнавали много нового, интересного, а самое главное, закрепляли свои знания в деятельности (Игры «Собери пожарного на пожар», «Я - светофор»).

12 слайд – Дети с удовольствием отражали свои впечатления, в продуктивной деятельности, создавая такие работы, как «Пожарная машина», «Кошкин дом», «Правила дорожные, детям знать положено», «Светофор» и др.

13 слайд - Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные виды деятельности и другие режимные моменты, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

14 слайд – Проигрывание различных ситуации, которые направлены на закрепления полученных знаний и навыков безопасного поведения детей, через практические методы.

15 слайд - Используем метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Затем проводим игровые практикумы, «Что будет, если…»

16 слайд – Закрепляли знания детей в дидактических играх.

17 слайд – Истории СтоБеда знакомят детей о том, как сохранить свое здоровье, что для этого нужно сделать.

18 слайд – сформировав у детей представления о безопасном здоровом образе жизни, можно переходить ко 2 этапу формирования у детей основ безопасной жизнедеятельности, это этап понимания и коррекции. На этом этапе, дети учатся осознавать необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности.

19 слайд – Полученные знания закрепляют в игровой деятельности.

20 слайд – Дети учатся моделировать опасные ситуации, оценивать, обсуждать правильные пути решения, воспитатель корректирует действия детей.

21 слайд – Творческие работы детей разнообразны. Созданы рисунки к историям про СтоБеда, рисунки к загадкам про бытовую технику, запрещающие знаки.

22 слайд – Дети с удовольствием играют в настольные, дидактические игры, закрепляя полученные знания.

23 слайд - Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, были использованы различные формы работы например:

Слайд - 24

    Проведение игровых тренингов;

    Приглашение родителей на встречу по тематике безопасности

с участием работников ППБ и ГИБДД;

Слайд - 25

    Помощь родителей в создании книги «Полезные советы по ПДД», дидактической книги «Правила дорожные детям знать положено»;

    Помощь родителей в создании дидактических игр по ОБЖ;

26 слайд - Результатом нашей работы являются такие показатели:

Дети с интересом познают правила безопасного поведения,

с удовольствием слушают рассказы, сказки, стихи; любят рассуждать на эту тему;

В повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения;

Умеют привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;

С интересом стремятся узнать о фактах, обеспечивающих здоровье.

27 слайд – В данный момент, мы находимся на завершении второго этапа, этапа понимания и коррекции, и переходим на

3 этап - практический этап , на котором, мы будем стимулировать проявление активности, самостоятельности у детей в соблюдении правил безопасной жизнедеятельности в практической деятельности. Планируем продолжать работу по данной технологии используя проектную деятельность.

4 этап – завершающий , Он будет заключаться в организации деятельности самостоятельно руководствоваться полученными знаниями. В расширении опыта безопасной жизнедеятельности, в наблюдении, оценивании, корректировке, расширении опыта детей.

На заключительном этапе мы должны увидеть, ребенка способного к волевым усилиям, который может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Список литературы:

1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.

2.Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий.-2001-№ 3-4.с. 14-32.

3.Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

4.Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.

5.Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М. , 2002.

6.Деркунская, В. Как воспитать ребёнка валеологически культурным? // дошкольное воспитание / Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., 2004-№ 11-стр. 12-15.

7.Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек-М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224с.

8. Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду.-2006.-№ 3.-с. 52-80.

9.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.

10.Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

11.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство «Учитель»,2008.

12.Шойгу, С. К. «Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы» / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности- 2011г.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность жизнедеятельности детей на дороге представляет собой серьезную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Большое значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

В нашем детском саду ведется планомерная, целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа строится в четырех направления:

С педагогами

С детьми

С родителями

С организациями социума

Цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

  • Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  • Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
  • Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
  • Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
  • Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

  • Обсуждение разных точек зрения.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
  • Обращение к опыту родителей.

Работа с детьми строится в рамках реализуемых программ:

Комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.

Общий объем знаний по обучению правилам дорожного движения рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи психолого-педагогической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решаются интегрировано в ходе освоения следующих образовательных областей:

Образовательная область

Формы работы с детьми

«Безопасность»

Непосредственно образовательная деятельность

Игры

Беседы

Праздники, развлечения

Экскурсии

Просмотр видеофильмов, слайдов

«Здоровье»

Подвижные игры

Праздники, развлечения

«Социализация»

Сюжетно-ролевая игра

Дидактические игры

«Познание»

Непосредственно-образовательная деятельность

Беседы, рассматривание иллюстраций

Выпуск газет

Игры

Конструктивная деятельность

Просмотр видеофильмов, слайдов

Познавательно-исследовательская деятельность

«Чтение художественной литературы»

Чтение художественной литературы

Беседа о прочитанном произведении

Викторины

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность

Выставки поделок

«Музыка»

Игры

Праздники

Развлечения

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма планируется в соответствии с перспективным планом и в рамках комплексно-тематического планирования. (ежемесячно - неделя безопасности). Приоритетным направлением при организации и проведении недели безопасности является работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения планируется 1 раз в месяц. Длительность: вторая младшая - не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 20 минут, подготовительная к школе группа – не более 30 минут. С детьми старшего дошкольного возраста не реже 1 раза в 2 месяца планируются экскурсии и целевые прогулки. Игры на автотранспортной площадке организуются 2 раза в месяц в соответствии с графиком.

Формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    • чтение художественной литературы(«Жила-была зебра», «Дорожная азбука»)
    • праздники, развлечения («В гостях у светофора», «Дорожная азбука»0
    • викторины, («Что? Где? Когда?»)
    • экскурсии к перекрестку, целевые прогулки «Как у наших у ворот дорожный знак живет»
    • решение проблемных ситуаций (моделирование ситуаций на дороге)
    • просмотр видеофильмов, слайдов («Торопыжка», «Азбука города»)
    • дидактические игры в том числе авторские: «Помоги смешарику добраться домой»
    • встреча с инспектором ОГИБДД (беседа о работе инспектора ОГИБДД, моделирование ситуаций на дороге)
    • непосредственно-образовательная деятельность («Прогулка по улице города»)
    • театрализованные постановки, в том числе авторские «Как козлята научили волка правилам дорожного движения»
    • изготовление совместно с родителями маршрута безопасного пути в детский сад

Формы методической работы с педагогами

  • консультации («Организация игр на транспортной площадке»)
  • конкурсы («Уголок безопасности»)
  • открытые мероприятия, обсуждение, анализ
  • семинары («Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения»)
  • выставка методической литературы по теме
  • изучение новинок методической литературы по теме
  • педсовет («Пути совершенствования работы по профилактике ДДТТ»)

Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД
  • консультации «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения»)
  • дни открытых дверей («Внимание! Дорога!»)
  • выпуск стенгазеты «Мы вместе», посвященной профилактике ДДТТ
  • совместные праздники, развлечения «Жили-были дорожные знаки»)
  • выставки, конкурсы («Светофор», «Макет города»)
  • выпуск буклетов, памяток (Пристегни самое дорогое», «Очень важен пример взрослых»
  • папки раскладки, стенды

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с организациями социума

  • Инспектор ОГИБДД: Встречи, беседы с детьми, Выступление на родительских собраниях, Праздники с приглашением инспектора ОГИБДД
  • МОУ ООШ № 108: совместные досуги, совместные игры, взаимопосещения.

Хотелось бы более подробно остановиться на стенгазете «Мы вместе», посвященной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель и задачи данной работы:

  1. 1.Установление широкого круга коммуникаций с родителями, воспитателями, представителями социума, совместная педагогическая деятельность воспитателей и родителей, оказания содействия родителям в воспитании и образовании детей.
  2. 2.Использование нетрадиционной формы работы с целью активизации родителей..

Редколлегия стенгазеты: воспитатели, родители, представители социума.

В рубрике «Дошкольное образования и воспитание» родителям были даны рекомендации, памятки по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. В рубрике «Социальное партнерство родителей и воспитателей» была показана совместная работа детского сада и семьи: фото совместных праздников, развлечений по профилактике ДДТТ, фото выставок совместного творчества детей и родителей по данной теме. В рубрике «Опыт семейного воспитания» родители делились личным опытом воспитания у детей безопасного поведения на дороге. В рубрике «Творческая мозаика» были представлены интересные идеи по оформлении уголка безопасности совместными усилиями воспитателей и родителей. В стенгазете также была представлена информация о работе детского сада и организаций социума по данной проблеме: фото совместных мероприятий детского сада и школы, фото мероприятий, организованных совместно с инспектором ОГИБДД. Неотъемлемым атрибутом данной стенгазеты являлись буклеты «Пристегни самое дорогое!», «Очень важен пример взрослых».

Итоговым мероприятием в работе с детьми подготовительной к школе группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стала игра «Что? Где? Когда?», где были задействованы все участники образовательного пространства. В игре принимали участие две команды детей, вопросы и задания приготовили детям: заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, инспектор ОГИБДД, врач скорой помощи, родители, старшеклассники школы социума. Были использованы видеовопросы, аудивопросы. задание в виде кроссворда, старшеклассники приготовили детям вопрос в виде жестов регулировщика и моделирования ситуаций на дороге. Зрителями и болельщиками стали родители и воспитанники старшей группы.

Данная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла нам добиться положительных результатов: у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в данной проблеме, активизировано внимание родительской общественности и социума к проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, у воспитанников сформированы практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения.

font-size: 13.0pt;font-family:" times new roman>Опыт работы учителя ОБЖ

Ивашкова Сергея Викторовича

МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3»

Проблема. Военно-патриотическое воспитание школьников в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий.

Актуальность. В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций, отношение к службе в Вооруженных Силах. В подростковой среде авторитет Российской Армии очень низок. Психологически подростки не подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Чтобы улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо перестроить сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное отношение к ней. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего.

Проблемы, решаемые учителем . Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа Российской Армии составлена программа «Зарница», «Застава», «Допризывник».

Цель: совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах.

Задачи: Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

· Укрепление здоровья, военно-патриотическое воспитание молодёжи, комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;

· Развитие физических, духовных и нравственных качеств личности, формирование здорового образа жизни;

Теоретическая база опыта. 1. Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы»: - М.: журнала «Военные знания», 2001, //2. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие, . – М.: Айрис-пресс,2005.//3. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990.// 4.Оценка качества подготовки выпускников средней школы по ОБЖ./ Авт.-сост. , .

Инновационный характер опыта заключается в создании системы внеурочной деятельности для учащихся среднего и старшего звена, позволяющую формировать личность гражданина - патриота во всех аспектах понятия «Патриотизм».

Ведущая педагогическая идея. Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному долгу, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей – эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.

Технология опыта опирается на методику индивидуального подхода в обучении учащихся.

Основные принципы работы: принцип систематичности и последовательности;

Принцип сознательности, активности школьников; принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью; принцип опоры на положительное в человеке.

Ведущие методы: в определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли, . Методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Формы работы: индивидуальная и групповая работа, предметные олимпиады, соревнования разных уровней.

Результативность. Неоднократно мои ученики становились победителями и призерами в районных военно-спортивных соревнованиях, районных олимпиадах по ОБЖ, в задания которых были включены вопросы, касающиеся военной тематики.

«Застава»

«Зарница»

Спартакиада допризывной молодёжи

«А ну-ка парни!»

Олимпиада

I м

II м

III м

Петина Я.-победитель

III м

I м

III м

Емельянов А.- победитель

III м

II м

III м

Соловьёв Д.- призёр