Развивающие занятия с 4 летним ребенком. Развитие мышления детей четырех-пяти лет

Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.

Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 — 3 лет

В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.

Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии

Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.

  • Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
  • Бег — догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
  • Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
  • Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
  • Хороводы и танцы;
  • Игра в прятки или жмурки;
  • Зарядка игровая или со стихами;
  • Катание на велосипеде, самокате или беговеле;

Игры на развитие мелкой моторики

У нас на блоге уже есть отдельная статья — , поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.

Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!

  • Трогаем и перебираем различные предметы — пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
  • Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
  • Играем с различными вкладышами и сортерами;
  • Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
  • Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
  • Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
  • Готовим вместе различные блюда — выпечка, салаты, бутербродики, чай;
  • Играем , кубиками, блоками, ;
  • Играем в пальчиковые игры — способствуют и развитию моторики, и развитию речи.

Творческие занятия с детьми от года до трех

  • Рисуем — красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
  • Лепим из пластилина или теста;
  • Делаем различные аппликации — из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
  • Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
  • Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
  • Собираем и делаем поделки из природных материалов;
  • Учимся обводить различные предметы и формы;
  • Делаем «поделки» из подручных материалов — домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.

Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры

  • Дочки-матери — покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
  • Играем в магазин;
  • Играем в парикмахерскую;
  • Играем во врача;
  • Играем с машинками и другими видами транспорта — гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.

Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем

  • Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
  • Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
  • Играем в домино и лото;
  • Собираем пазлы и разрезные картинки;
  • Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.

Читаем, считаем и развиваем речь

  • Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
  • Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
  • Читаем и учим детские стихи;
  • Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
  • Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
  • Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.

Изучаем с малышами окружающий мир

  • Изучаем семью — кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
  • Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
  • Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
  • Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
  • Ходим гулять и кормить птиц;
  • Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
  • Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
  • Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
  • Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
  • Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
  • Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
  • Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
  • Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
  • Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.

Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂

Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание.

Навыки у малыша 4 лет

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:

Осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;

Знать несколько профессий, и животных;

Демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

Сравнивать предметы по их параметрам - длина, высота, ширина;

Различать, где один предмет, а где их много;

Раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;

Уметь нанизывать бусины и пуговицы;

Определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;

Речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;

Пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Особенности детей 4 лет

Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы - это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.

Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.

Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Игры и игрушки для малышей в 4 года

Четыре года - возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.

Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.

Друзья в этот период

В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки - в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.

Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».

Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное - проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.

Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.

Когда ребенку исполняется 4-5 годиков, многие родители начинают всерьез задумываться о дошкольной подготовке малыша. Ведь первый класс уже не за горами, а к этому времени кроха должен научиться читать, хорошо владеть карандашом и ручкой, освоить азы математики. Конечно, начинать подготовку лучше заблаговременно, это позволит малышу получить необходимые знания и не потерять интерес к учебе в дальнейшем.

Кстати, по поводу интереса: проводя развивающие занятия для детей 4-5 лет, не нужно забывать, что в этом возрасте карапузы продолжают изучать мир посредством все той же верной спутницы детства – игры. Также процесс обучения должен предполагать смену рода деятельности и выявление таланта.

Несколько подробней о том, как грамотно организовать развивающие занятия для детей 4-5 лет дома, как расставить приоритеты, раскрыть потенциал и пробудить интерес к учебе, мы поговорим в этом статье.

Развивающие занятия для дошкольников 4-5 лет

Да, ваш малыш заметно подрос и повзрослел, он во всем старается проявить самостоятельность и тем самым заслужить похвалу родителей. Но не стоит забывать, что он еще ребенок и нуждается в правильном распорядке дня и полноценном дневном отдыхе. Поэтому любые развивающие занятия, особенно с уклоном на развитие логики, тренировку внимания и памяти, лучше проводить в утренние часы. Также в первой половине дня лучше заняться изучением букв, чтением и точными науками, то есть математикой. Все занятия должны проводится в игровой форме, дружественной и непринужденной атмосфере. Поэтому взрослым необходимо заранее приготовить специальные дидактические материалы, составить план действий и запастись терпением.

Занятие на развитие речи можно провести во время прогулки. Например, не спешно прогуливаясь в магазин, можно разучить насколько простых стишков, или вместе придумывать слова на заданную букву.

Должное внимание в процессе обучения должно отводится творчеству. лепка, рисование, складывание композиций из мелких предметов развивают мелкую моторику, фантазию и воображения ребенка. Кроме того, такие занятия способствуют раскрытию таланта и стабилизации эмоционального состояния малыш.

По прежнему в приоритете у родителей должно оставаться физическое развитие ребенка: ни в коем случае нельзя игнорировать прогулки на свежем воздухе и активные игры. У многих деток в этом возрасте появляются свои увлечения. Будет замечательно, если малыш начнет посещать спортивные Так девочек могут заинтересовать занятия танцами, гимнастикой, а мальчикам придется по душе плавание, теннис. Начиная с 5-ти лет, юные защитники могут начать постигать азы техник восточных единоборств.

Примеры развивающих занятий и игр для детей 4-5 лет дома?

В наши дни возможности родителей практически не ограничены. В специализированных магазинах или в интернете можно найти дидактические материалы, различные игры, с помощью которых проводить детские развивающие занятия для деток от 4-х лет можно легко и непринужденно.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования №16»

(МБДОУ детский сад №92)

«Развивай-ка»

Конспекты занятий

К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

для детей среднего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа носит как развивающий, так и профилактический характер. Занятия с педагогом-психологом направлены по этой программе направленны на пробуждение у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повышение возможностей детей в этой деятельности. Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

Цель : Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей.

Задачи :

1.Пополненить и систематизировать знания детей об окружающем мире.

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей.

3.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции детей.

4.Развивать пространственные представления, быстроту реакции детей.

5.Развивать воображениея, слухового восприятие, творческие способности детей.

6.Помогать в снятии психомышечного напряжения, расслаблении, получении положительных эмоций от успеха в познавательной деятельности.

7.Формировать навыки общения в группе, умение подчиняться определенным правилам.

Организация группы и занятий

С детьми среднего дошкольного возраста проводится 12 развивающих занятий, 1 раз в неделю, в течение октября-декабря. Длительность занятий – до 20 минут.

Принципы работы в группе

1.Наглядный характер преподносимого детям материала.

2.Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.

3.Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.

4.Забота об участии и успешности каждого ребенка.

5.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. Доброжелательное, уважительное отношение к детям.

6.Недопустимы упреки, порицания за неуспех. Затрудняющемуся с ответом ребенку дается возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить.

7.Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех каждого ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.

8.Успехи каждого ребенка сравниваются с его собственным уровнем. Друг с другом дети не сравниваются.

9.Создание атмосферы безопасности, дозволенности в системе отношений, свободы выражения чувств и мнений.

10.Воспитание уважительного отношения друг к другу в группе.

Структура занятий, методы и приемы работы.

Весь курс состоит из 12 занятий. Занятия составлены по тематическому принципу: каждое занятие – отдельная тема. Темами занятий является близкая и понятная детям окружающая действительность. Каждое занятие полностью построено на одном материале. Многократное повторение в разных задачах одних и тех же слов должно способствовать обогащению и закреплению словарного запаса детей.

В занятиях не преследуется получения обширных знаний по темам. Каждое занятие больше направлено на обобщение, систематизацию, упорядочивание знаний детей по теме, развитие познавательных процессов во время оперирования материалом.

Каждое занятие состоит из трех частей: приветствия, основной части и прощания.

Приветствие представляет собой словесное упражнение, обличенное в игровую форму с мячом или упражнение двигательного характера. Упражнения первой части занятия направленны на объединение детей, настраивают их на работу, создают положительный эмоциональный фон.

В основную часть включено по 3-4 упражнений, в основном игрового характера, дидактических словесных, подвижных игр.

Эти задания направлены на пополнение, систематизацию, обобщение знаний, словаря, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, быстроты реакции. В середине основной части обязательно проводится подвижная игра (физкультминутка), а в конце основной части – упражнение творческого характера.

Прощание преследует снятие психомышечного напряжения, расслабления детей, успокоение.

Оценка результативности

Предполагается, что дети, прошедшие курс развивающих занятий пополнят свои знания по основным темам об окружающем мире в соответствии с возрастом, станут свободнее оперировать этими знаниями, так как обогатится их словарный запас. Они станут более осведомленными, смелыми, поверят в свои силы и начнут проявлять себя и в группе на занятиях воспитателей. Это в свою очередь придаст им сил и желания быть более активными, появится интерес к интеллектуальным занятиям. Вполне возможно, что некоторые из них выйдут на более высокий уровень интеллектуального развития в соответствии с возрастом, чем это было на начало года.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. «Части тела»

Оборудование:

1. Картинки с изображением людей.

2. Спокойная музыка.

Ход занятия.

Приветствие .

Основная часть.

1. «Рассмотрим человека ». Педагог выставляет в ряд картинки с изображением людей, просит детей их назвать и запомнить последовательность расположения. Картинки закрывают, и дети должны вспомнить последовательность их расположения (2-3 раза).

Как можно назвать одним словом всех, кто нарисован на этих картинках? (Люди, человек, семья).

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку с изображением человека. –Как называется самая большая часть тела человека? Затем показывается, где находится на картинке грудь, живот, спина. Дети показывают и называют эти части тела у себя, друг у друга. Затем показывают на картинке и на себе: голову, лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок – части лица.

2. Упражнение «Загадки и отгадки»

Педагог загадывает детям загадки и беседует с детьми о том, зачем нужны человеку эти части тела.

У зверюшки на макушке, а у нас ниже глаз (Уши). Для чего человеку уши? Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза). Для чего человеку глаза?

Он бывает самым разным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым (нос). Для чего человеку нос?

3.Упражнение «Веселые девочки и мальчики»

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения в соответствии с содержанием (2-3 раза)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

Дети, чем вы сейчас хлопали? (Руками). Покажите левую руку, правую, пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо. Дети показывают и говорят названия частей руки.

Чем вы топали? (Ногами). Проводится аналогичная работа.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

Прощание.

Упражнение «Теплые ладошки»

Дети становятся в круг и по цепочке называют части тела человека, кто что запомнил. Затем педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Занятие №2 « Геометрические фигуры»

Оборудование .

1. Геометрические фигуры разного цвета и величины: большой и маленький синего и красного цвета круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал – всего 20 фигур.

2.На каждого ребенка набор №2 и №3 игры Никитина «Сложи квадрат» (квадраты со стороной 8см разрезаны на две части прямоугольной и треугольной формы).

3.Музыка.

Ход занятия.

Приветствие.

Упражнение «Мы рады тебя видеть!». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Распределим фигуры».

Педагог выставляет перед детьми названные в п.2 оборудования геометрические фигуры, обводит их указкой, вместе с детьми повторяя их названия. Дети пальчиком в воздухе поочередно рисуют их. Дети определяют место расположения фигур относительно друг друга: что находится рядом с треугольником; между какими фигурами стоит красный круг и т.д. Затем дается характеристика каждой фигуры по трем признакам: форма, цвет, величина, все фигуры классифицируются сперва по форме, затем по цвету, затем по величине, отвлекаясь при этом от двух других признаков.

2. Упражнение «Сложи квадрат».

Детям даются наборы (пункт 3 оборудования), предлагается сложить квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников. В случае затруднения используется показ выполнения задания, а затем предлагается ребенку выполнить это же задание самостоятельно.

4.Физкультминутка «За грибами»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

5 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Этюд «Насос и мячики»

Дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова к коленям, руки их обхватывают – сдутые маленькие мячики. Педагог берется за воображаемый насос и делает энергичные наклоны корпуса вперед – «накачивает» мячики. Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается, руки округляются по бокам, надуваются щеки. Ведущий изображает отбивание мяча о землю вытянутой вперед ладонью. Все мячики весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши – «открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, расслабленно опускаются на пол (2-3 раза).

Занятие №3 «Игрушки»

Оборудование.

1. Музыка.

2. Игрушки: мячик, матрешка, мишка.

Ход занятия.

Приветствие

Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Слушай внимательно!».

Педагог громко, четко, называет разные слова, как только он называет какую либо игрушку, дети должны похлопать в ладоши (стол, яблоко, кукла, мозаика, клей, чашка, машинка, ножницы, кубики, юла, телефон, кастрюля, неваляшка, молоток, пирамидка, мячик, шапка, мыло, погремушка, матрешка)

2.Упражнение «Отгадай-ка»

Педагог демонстрирует детям игрушки: мяч, мишка, матрешка, загадывает загадки и просит детей ответить на вопросы.

Круглый, гладкий и пузатый –

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому, что он надут.

Что это? Как догадались? Какой он формы, цвета? Из чего сделан? Какой он на ощупь? Как с ним играть?

Косолапые ноги,

Зимой он спит в берлоге.

Догадайся и ответь,

Что за зверь такой? (медведь).

Что есть у игрушечного медведя? Из какого материала он сделан? Как с ним можно играть?

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это? Как угадали? Из чего сделана матрешка? Сколько у нас подружек-матрешек?

3.Упражнение «Танины игрушки»

Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения и жестами, движениями изображают персонажей.

На большом ковре в ряд Дети маршируют на месте,останавливаются,

Куклы Танины стоят . Изображают персонажей

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, Прыгают,

Вместе мы пойдем гулять . Маршируют .

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Этюд на расслабление мышц «Петрушка прыгает »

Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус, руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

Занятие №4 «Посуда»

Оборудование .

1. Картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды: чайник, чайная пара, конфетница, сахарница; кастрюля, сковорода, дуршлаг; тарелки глубокая и мелкая, салатник, хлебница, ложка, вилка.

2.Музыка.

3. Бумага и карандаши.

Ход занятия.

Приветствие.

1. Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

2.Упражнение «Блины».

Давайте печь блины. Какая посуда для этого нужна?

Сделаем сковороду. (Дети встают тесным кружком и берутся за руки)

Наливаем тесто. (Держась за руки, все отходят назад максимально широко, чтобы получился большой блин).

Печем блин.(Держась за руки, одновременно слегка приседают, при этом имитируя шипение блина звуком «ш»).

Мажем блин сметаной. (Расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие, пластичные).

Скручиваем наш блин. («Моторчик» перед собой).

Раскрываем широко рот, вот так – (развести руки в стороны и со звуком «А-а-ам» сделать хлопок).

Основная часть.

1.Беседа о посуде.

Перед детьми выставлены картинки с изображением посуды (п.1 оборудования).

Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

Какие предметы посуды вы еще знаете?

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся во время еды.

В какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда? (Кухонная).

Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как называется эта посуда? (Чайная).

А как называется посуда, из которой мы едим за столом? (Столовая). Назовите столовую посуду, которая есть на наших картинках.

Рассмотрим кастрюлю. Из каких частей она состоит? (Стенка, донышко, крышка, ручки). Зачем нужна крышка, ручки?

Рассмотрите чайник, назовите его части. Зачем у чайника носик?

2.Упражнение «Превращаемся в посуду»

Дети вместе с педагогом произносят текст и своим телом изображают разную посуду.

Вот большой заварный чайник (надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута –

Очень важный, как начальник. носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос – (сделать большое кольцо руками)

Он посуду нам принес.

3 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №5 «Одежда»

Оборудование.

1.По 2-3 картинки с изображением верхней, нижней, повседневной, нарядной, зимней, летней одежды.

2.Музыка

3. Бумага, карандаши

4.Мячик

Ход занятия .

Приветствие

Упражнение « Поздороваемся»

Основная часть.

1.Рассматривание одежды и беседа о ней.

Психолог показывает детям картинки, спрашивает каким одним словом можно назвать все, что нарисовано на картинках (одежда).

Психолог рассказывает, что одежда бывает разная: для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков, для зимы и лета. Мы сейчас с вами рассмотрим разную одежду на картинках, назовем ее.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя, теплая).

Выставляются картинки с изображением трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.

На что мы надеваем эту одежду? (на тело). Она называется нижняя одежда или белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная, нарядная).

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

Зимнюю одежду шьют из теплых, толстых тканей, меха. А летнюю из легких, тонких тканей. Почему?

У одежды есть разные детали, части. Покажите то, что я назову на своей одежде или на одежде других детей. Воротник, рукава, длинные, короткие рукава. Карманы. Молнии. Кнопки. Пуговицы. Пояс.

2.Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

3. Упражнение «Какая это одежда?»

Если психолог называет зимнюю одежду, дети широко раскрывают руки в стороны, а если зимнюю – обнимают себя.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «не вернется» к первому ребенку.

Занятие №6 «Времена года: зима, весна»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о зиме и весне.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный снежок».

Дети передают по кругу снежок из ваты и называют то, что им нравится зимой и желают друг другу хорошего дня.

2 .Игра – упражнение «Снежинки».

Подул легкий ветерок, снежинки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Началась снежная буря, полетели снежинки (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, намело сугроб (все «слетаются» к центру и собираются в один «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу). Намело сугробы, пришла настоящая зима.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о зиме

После какого времени года наступает зима?

Что бывает зимой на земле? Где еще лежит снег?

Какие деревья зимой?

Как надо одеваться зимой? Почему?

Какая погода зимой?

2.Упражнение «Зимние забавы»

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали (Имитируют ходьбу на лыжах)

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного кома (Движутся друг за другом, «катят ком»)

Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательным пальчиком).

3. Рассматривание сюжетной картины о весне

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает весна?

Что бывает со снегом весной?

Какими деревья становятся весной, что на них появляется?

Как надо одеваться весной? Почему?

Какая погода весной?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №7 «Времена года: лето, осень»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о лете и осени.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия.

Приветствие .

1.Упражнение «Солнечный зайчик».

Дети передают по кругу мячик и говорят что-нибудь приятное своему соседу.

2 .Игра – упражнение «Листопад».

Исходное положение – руки в стороны – вниз, ладони вниз.

В осеннем парке подул легкий ветерок, листочки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Но тут ветер стал очень сильным, и листочки быстро закружились в воздухе (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, листочки стаи медленно опускаться на землю (все плавно опускаются вниз и затихают). Как тихо стало в осеннем парке.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о лете

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает лето?

Что растет летом?

Какие деревья летом?

Как надо одеваться летом? Почему?

Какая погода летом?

Чем занимаются дети на этой картине?

2. Физкультминутка «Летняя прогулка»

Ветер веет над полями

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

3. Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает осень?

Что происходит с листьями осенью?

Как надо одеваться осенью? Почему?

Какая погода осенью?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «вернется» к первому ребенку.

Занятие №8 «Овощи»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки: картофель, огурец, помидор, редис, репа, лук, морковь, свекла, капуста.

3.Бумага и карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2. Упражнение «В огород пойдем».

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения.

В огород пойдем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем «Таскают»

И картошки накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают руками форму, величину

Огурцов нарвем немножко «Рвут»

И вернемся по дорожке. Идут по кругу в обратную сторону

Основная часть.

1.Упражнение «Сажаем огород».

Педагог выставляет 1 картинку с изображением любого овоща (Я посадила помидор).

Дает задание детям: посадить картошку справа от помидора; посадить огурец слева от помидора; посадить лук между помидором и огурцом и т.д.

2. «Отгадай-ка».

Когда перед детьми выставлены все картинки с овощами, педагог загадывает детям загадки, просит смотреть на овощи и находить картинку-отгадку. Назвать овощ ласково.

Он и в дождик, он и в зной В огороде вырастаю,

Клубни прячет под землей. А когда я созреваю,

Клубни вытащишь на свет – Варят из меня томат.

Вот и завтрак и обед. (Картофель). В борщ кладут, и так едят. (Помидор).

Круглый бок, желтый бок. Щеки розовы, нос белый,

Сидит на грядке колобок. В темноте сижу день целый.

Врос он в землю крепко. А косичка зелена,

Что же это? (Репка). Вся на солнышке она. (Редиска).

3.Дидактическая игра «Повар и овощи»

Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять – Считают вместе с педагогом

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, Хлопают

Ножками потопаем. Топают

Покружились, покрутились, Крутятся

В овощи вы превратились. Останавливаются

Каждому ребенку дается в руки картинка овоща, он превращается в этот овощ.

Дети стоят в кругу – это кастрюля. Педагог говорит, что он собирается готовить, а овощи, нужные для этого блюда, входят в круг. Затем суп «варят». Дети идут по кругу, взявшись за руки, а овощи в кастрюле кружатся, шипят, булькают – варятся.

Я хочу сварить картофельный суп. (В круг должны выйти картофель, лук, морковка).

Я буду варить щи. (Капуста, лук, морковка, помидор).

Я буду варить борщ. (Капуста, свекла, картошка, лук, морковь, помидор).

Я буду готовить салат. (Огурец, помидор, редис, лук).

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Тянем репку». Дети становятся в круг и показывают, как в сказке «Репка» тянули репку с усилием, а когда вытащили, расслабились и отдыхали.

Занятие №9 «Фрукты»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Картинки фруктов: слива, яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан, абрикос,персик.

3.Трафареты фруктов по количеству детей, цветные карандаши, ½ листа бумаги А 4 на каждого ребенка.

4.Карандаши, бумага.

5. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие .

1.Упражнение « Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Подвижная игра «Фрукты-овощи».

Дети ходят по комнате, педагог называет вразнобой фрукты и овощи. Услышав название фрукта, дети должны остановиться и поднять руки вверх (фрукты растут вверху, на фруктовых деревьях); услышав название овоща, дети должны присесть (овощи растут внизу, на грядке, на земле).

Основная часть.

1.Рассматривание фруктов, беседа.

Выкладываются картинки фруктов по одному. По мере этого о каждом фрукте беседа:

Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? На каком дереве растет?

Когда выкладывания и беседы по всем фруктам:

Как все это назвать одним словом? А деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые). Как назвать сад, в котором растут фрукты? (фруктовый).

2. «Отгадай – ка».

Педагог предлагает послушать загадки о фруктах и найти среди картинок отгадки. Назвать фрукт обычным и ласковым названием.

Круглое, румяное, Я сладкий, рос на юге,

Я расту на ветке. Как солнышко в листве.

Любят меня взрослые Оранжевый и круглый,

И маленькие детки. (Яблоко-яблочко) Я нравлюсь детворе. (Апельсин-апельсинчик)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы – сливки – сливочки)

Желтый я, как одуванчик, Выросли на ветке

Очень кислый, в чай прошусь. Оранжевые детки:

Отгадайте – ка, ребята, Щечки бархатны, румяны.

Как я, южный фрукт, зовусь? (Лимон – лимончик). Сочны, сладки, ароматны. (Персик)

3.Упражнение «Будем мы варить компот».

Дети вместе с педагогом произносят текст и в соответствии с содержанием и ритмом выполняют движения.

Будем мы варить компот. Идут по кругу, взявшись за руки.

Фруктов нужно много. Вот: Останавливаются.

Будем яблоки крошить, «Крошат»

Грушу будем мы рубить. «Рубят»

Отожмем лимонный сок, «Отжимают»

Слив положим и песок. «Кладут»

Варим, варим мы компот, Делают вращательные движения руками, кружатся

Угостим честной народ. Протягивают руки вперед ладонями вверх

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Из семечка в яблоньку»

Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко яблони (сжаться в комочек на полу.) Садовник бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит детей по голове, спине). С теплым весенним солнышком семечки яблони начинают прорастать (поднимаются). Появляются веточки, почки, бутончики (руки вверх, кулачки сжаты, потянуться). Почки и бутоны лопаются, появляются листочки и цветочки (резко разжимают кулачки). На месте цветочков вырастают маленькие яблочки (сильно сжать кулачки), подрастают (кулачки расслабляются). Яблоньке тяжело держать плоды (напрягаются, ноги прижимают к полу). Но вот спелые плоды снимают, яблоньке легче. (Расслабляются всем телом).

Занятие №10 « Домашние животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных и их детенышей: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Упражнение «Доброе животное ».

Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей). А теперь подышим все вместе, ведь мы одно животное. Вдох – шаг назад, выдох – шаг вперед. (Выполнять в среднем темпе, ритмично). Так не только дышит животное. Так же ровно бьется его большое доброе сердце. Тук – шаг назад, тук – шаг вперед. (Выполнять в течение 1 минуты).

Основная часть.

Выставляются картинки с изображением домашних животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, просит показать как «разговаривают» эти животные. Педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Отворилась тихо дверь Все следы находит точно.

И вошел усатый зверь, Охраняет дом он ночью.

Сел у печки, жмурясь сладко, Уши чуткие и нос.

И умылся серой лапкой. (Кот – котик). Это друг наш верный …(пес - песик)

Молоко дает нам кто-то Бежит замарашка

Детям пить его охота. В щетинистой рубашке.

Чтобы были все здоровы, Хвост крючком,

Молоко дают …(коровы - коровки). Нос пятачком. (Свинья - свиночка)

Бегут по дорожке борода да ножки. (Коза - козочка)

2.Дидактическая игра «Чьи детки?

Педагог показывает картинки с изображением детенышей животных и говорит, что они потерялись Нужно каждому детенышу помочь найти свою маму. Дети по очереди берут картинку-детеныша, называют его, находят его маму и помещают рядом с ней.

3. Физкультминутка

Кошка ходит по – кошачьи,

(пружинистый шаг)

А собака по-собачьи

(ходьба с высоким подъемом колена)

По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт

(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед

(подскоки)

По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он

(ходьба, опираясь на ступни и ладони)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание .

Упражнение «Кошечка»

Психолог предлагает превратиться детям в кошечек, которые лениво потягиваются на солнышке, вытягивают лапки, округляют, потом прогибают спинку, довольно мяукаю, а потом превратиться обратно в детей.

Занятие 11 «Дикие животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия

Приветствие

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок о животных, беседа по картинкам, загадки.

Выставляются картинки с изображением диких животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Зверька узнаем мы с тобой Хвост пушистою дугой.

По двум таким приметам: Вам знаком зверек такой?

Он в шубке беленькой зимой, Острозубый, темноглазый,

А серенький он – летом. (Заяц -зайчик) По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы жить ему в тепле. (Белка - белочка)

Сердитый недотрога Хитрая плутовка,

Живет в глуши лесной. Рыжая головка,

Иголок очень много, Хвост пушистый – краса,

А нитки ни одной. (Еж - ежичек) А зовут ее … (лиса - лисичка).

2.Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог просит детей хлопать в ладоши, если он назовет домашнее животное, а если дикое, то постучать по полу.

3. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Игра «Еж»

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, сворачиваются в клубочек, сжимаются, растопыривают свои иголки, чтобы враг укололся. Но опасность миновала, и ежи остались в кругу друзей. Они расслабляются, вытягиваются и греются на солнышке. (Повторяется 3 раза).

Занятие 12 «Мебель»

Оборудование .

1. Мяч.

3.Картинки с изображением разных предметов мебели: кровать, диван, кресло, стол, шкаф, тумбочка, стул.

4. Бумага, карандаши.

5. Музыка.

Ход занятия

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок с мебелью, беседа по картинкам.

Выставляются картинки с изображением мебели. По мере выставления картинок дети называют, что это за предмет мебели, для чего он нужен. Затем дети отгадывают загадки и на картинках находят отгадки.

1) Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

2) Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать.

Любят бабушки и внуки,

Посидеть и полежать. (Диван)

3) Если ты устал играть,
То ложишься спать в … (Кровать)

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Психолог кидает ребенку мяч и описывает какой-то предмет мебели, ребенок должен бросая мяч обратно, дать противоположный по значению ответ.

- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

- Табурет жесткий, а диван … мягкий.

- Стол жесткий, а кресло … мягкое.

3. Физкультминутка

Это стул, на нём сидят (дети приседают).

Это стол, за ним сидят (дети выполняют наклоны).

Вот кровать – на ней лежат (руки вытянуть наверх, подняться на пальцы).

В шкаф мы вещи убираем, (имитация складывания вещей).

На прогулку все шагаем (марш на месте).

4. Упражнение «Рисуем музыку».

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Дети располагаются на ковре в удобном положении, психолог читает стихотворение, звучит спокойная музыка.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

ЛИТЕРАТУРА

    АлябьеваЕ.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ, 2002г.

    Бантикова С. Геометрические игры// Дошкольное воспитание, №1, 2006г.

    Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия/ Составители С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2008г.

    Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6лет, М.: ТЦ Сфера, 2004г.

    Кушнир Н.Я. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях, Минск, 1996г.

    Чистякова М.И.. Психогимнастика. М., 1990г.

    Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002г.

Развитие детей 4-5 лет определяется многими факторами, в том числе тем, какие знания, умения и навыки получил ребенок к этому возрасту.

Как правило, это:

  1. физическое развитие,
  2. навыки в счете,
  3. чтении,
  4. осмыслении действительности.

Что же должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет?

Математика

Обучение ориентированию в пространстве и элементарным навыкам счета должно включать следующее:

  1. Ребенок 4-5 лет жизни умеет считать от 1 до 10, при этом навык этот должен присутствовать как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Для детей важно уметь находить недостающее число в ряду чисел.
  3. Дети 4-5 года жизни умеют писать и узнавать числа, знают состав числа, то есть раскладывают его на составные числа.
  4. Ребенок понимает значения математических действий больше, меньше, равно и их обозначения на письме.
  5. Дети сравнивают большие и маленькие предметы, знают и определяют различия предметов по длине, ширине, высоте и толщине.
  6. Ребенок уравнивает количество предметов в группах.
  7. Дети знают математические действия сложения и вычитания, решают простые примеры.
  8. Ребенок правильно использует в речи числительные.
  9. Знает простейшие геометрические фигуры и распознает их.
  10. Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз.

Бесплатные материалы на нашем сайте помогут Вам развить способности в области математики у детей данного возраста:

  1. — видео (запоминаем числа от 0 до 30)
  2. — подробные задания о каждой цифре от 0 до 10
  3. Учим понятия: « «

Кроме того, советую также дополнить игры занятиями по книгам Петерон Людмилы Георгиевны.

Речевое развитие

Хороший уровень развития малыша определяет и уровень развития его речи. Программа развития речевых навыков предполагает следующие особенности:

  1. Для детей 4-5 года жизни важно уметь произносить все звуки, говорить с выражением.
  2. Дети могут называть окружающие их предметы, людей, животных, распределять их в группы по значению, называют их обобщающим словом.
  3. Для детей необходимо использовать существительные в речи в единственном и множественном числе.
  4. Ребенок легко находит предмет по описанию его формы, цвета, предназначения.
  5. Дети 4-5 лет определяют значения предлогов, подбирают синонимы.
  6. Для детей необходимо знать названия праздников, задает и отвечает на вопросы, знает несколько стихотворений, загадок, потешек.
  7. Ребенок составляет рассказ по предложенной картинке из нескольких простых предложений, может пересказать сказку, придумать окончание к рассказу.

Различные бесплатные тематические занятия, карточки и игры помогут расширить словарных запас Вашего ребенка:

  1. для девочек с тематическими заданиями
  2. с заданиями для мальчиков
  3. изучаем и
  4. изучаем
  5. — подборка интересных материалов
  6. — подборка заданий с играми

Развитие речи ребенка в 4-5 лет жизни, особенности его мышления неразрывно связываются психологами с обучением чтению. Учить чтению в этот период можно в несколько этапов. Чтению предшествуют следующие навыки:

  1. Ребенок знает алфавит
  2. Ребенок выделяет первый и последний слог в слове.

Обучение чтению предусматривает деление слова на слоги, поэтому формирование этого навыка на слух чрезвычайно важно.

Для детей 4-5 лет важно знать и правильно называет звуки и буквы, знает алфавит. Если ребенок еще не умеет читать короткие слова, обучение чтению следует вести следующим образом:

Правильному и свободному чтению впоследствии поможет знакомство со звуками и их буквенным обозначением (алфавит).

Для детей можно предложить звуковые игры, где в слове выделяется какой-либо звук. На втором этапе обучение чтению проходит в качестве определения звукового состава слова.

На третьем этапе обучение чтению подразумевает звуковой анализ слова и его сравнение с буквенным составом (вспоминаем алфавит).

На четвертом этапе обучение чтению сосредотачивается на буквенном составе слова: здесь в ход идут

  1. алфавит,
  2. кубики,
  3. написание букв.

И, наконец, на пятом этапе обучение чтению подразумевает слияние слогов в слово. Раздел на нашем сайте, в котором присутствует алфавит, поможет учить Вашего ребенка быстро читать:

Развитие логики и мышления

Особенности развития логического мышления детей в 4-5 лет предусматривает формирование таких навыков:

Дети 4-5 года жизни находят различия и несоответствия в картинках. Ребенок в состоянии расставить несколько картинок в нужной последовательности. Формировать этот навык помогут развивающие занятия.

Дети способны найти пару предложенному предмету и объяснить их связь. Для детей важно уметь объяснить предназначение некоторых предметов, мест посещения.

Дети могут выбрать нужный из 3 предложенных предметов.

Дети знают названия цветов, их оттенки, определяют время суток, года, знают, в какой стране живут, кем работают их родители.

Ребенок 4-5 лет знает элементарные правила поведения на улице.

Бесплатные игры на развитие логики и мышления:

  1. Строим
  2. — игры по методике Шичиды
  3. — игра
  4. — игра с лупой
  5. — игра на внимание и др.

Мелкая моторика

Развитие ребенка 5 лет предусматривает и определенный уровень графических навыков: Ребенок умеет пользоваться различными средствами для рисования (мелки, фломастеры, карандаши). Дети должны уметь рисовать линии, круги, простые предметы, обводить по контуру, раскрашивать. Бесплатные материалы на нашем сайте на развитие мелкой моторики у ребенка.