Рекомендации для родителей ребенок зпр 4 года. Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР, c ММД

Своевременное выявление задержки психического развития – это 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.

  1. ребенок в возрасте до 1 года не держит головку сам;
  2. поздно начинает переворачиваться;
  3. не садится;
  4. к 6 мес. не проявляется лепет, а в 1 год, 1 год 2 мес., 1 год 3 мес. не произносит даже самые простые слова («мама», «папа», «дай», «да») или хотя бы слоги («ма», «па», «на»);
  5. хождение «на цыпочках».

ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте в качестве:

  1. недостаточной сформированности познаний об окружающем мире;
  2. повышенной утомляемости;
  3. отсутствии концентрации на каком-либо задании;
  4. предпочтении игры интеллектуальным нагрузкам;
  5. незрелость в поведении (игры не по возрасту, неуместные капризы, частые слезы, истерики).

Наличие всех или нескольких является причиной обращения к специалистам. Важно – не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не паниковать. Если вам знакомы люди, которые начали говорить в 5 лет, выросли и в дальнейшем вели нормальную жизнь, это не значит, что на задержку развития своего ребенка тоже можно не обращать внимания. Такая реакция родителей часто приводит к уже более серьезному течению диагноза.

Поставили диагноз ЗПР, что делать?

Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам. Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно. В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.

Чувство стыда за «неполноценное» дитя, особенно если есть другие, нормально развивающиеся дети, формирует у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативного отношения к себе.

Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом. Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с врачом исправлять признаки ЗПР. Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры). Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой. Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.

Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?

Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

  1. Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому. Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
  2. Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
  3. Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
  4. Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
  5. Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?

Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

Рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с задержкой психического развития.

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

    Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такаягиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".

    Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

    Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

    Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

    Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

    Помните, что Ваш ребенок будет обучаться медленнее других детей.

    Не проявляйте сверх критичность к ребенку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Не думайте за ребёнка.

    Обращайте внимание на любые трудности ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя и родителей.

    Помогайте ребенку развивать уверенность в своих силах.

    Систематически общайтесь с ребенком. Это самый важный фактор для успешного старта в школе.

    Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз.

    Чередуйте занятия. Непрерывное чтение не должно превышать 8 - 10 мин, письмо 4 - 5 мин. После этого- сменить деятельность. Через 30 - 40 минут сделать большой перерыв.

    Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в школу. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

    Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

    Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

    Общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями.

    Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

    Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

    Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные.

    Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха.

    Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка.

    Научите детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.

    Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения.

    Будьте сдержанными, спокойными, радуйтесь успехам ребенка.

Рекомендации педагогам , работающим с детьми имеющими задержку психического развития .

    Необходимо соблюдение охранительного режима при обучении детей с ЗПР, что будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала, на каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.

    Для того чтобы ребенок с ЗПР приспособился к обучению в школе, ему нужно оказывать поддержку. В процессе урока использовать разные виды работ, разнообразные формы уроков, разнообразный красочный наглядный материал. Самая главная цель учителя - заинтересовать детей, чтобы у них возникла мотивация к обучению.

    Крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства - неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

    Следует помнить, что типы ведущей деятельности у детей с ЗПР сменяются с некоторым отставанием от их нормально развивающихся сверстников, поэтому планируя уроки, следует в учебный материал включать задания в игровой форме.

    На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

    Необходимо проводить мероприятия по развитию сенсорной и моторной сферы. Упражнения для развития общей моторики повышают функциональный уровень систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), влияют на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. Развитие тонкой моторики, умение производить точные движения кистью и пальцами рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Стимуляция сенсорного развития очень важна в целях формирования творческих способностей детей.

    Необходимо обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, важно проводить с детьми младшего школьного возраста релаксационные игры.

    Для повышения уровня самооценки необходимо предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе).

    Необходимо обучить родителей детей с ЗПР, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

    Необходимо подготавливать ребенка к школе, заниматься с ним, приучать ребенка к определенному режиму дня.

    С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога, логопеда, дефектолога и психолога.

    Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.

    Главное - необходимо оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

    Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет.

    При неудаче в учебе, никогда не ставьте в пример конкретного ученика, или человека.

    Давайте ребенку возможность вести себя в свободное от учебы время, как дошкольник. Ему это очень надо. Гуляйте с ребенком не меньше 40 минут в день.

    Бег, подвижные игры, плавание помогут снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.

    Ограничьте время приготовления у роков до 1 часа.

    Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делитесь своим школьным опытом.

    Играйте с ребенком.

    Найдите, за что похвалить ребенка, за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.

    Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, не усугубляйте сложившуюся ситуацию. Проявляйте участие к проблемам ребенка.

    Создайте для ребенка щадящий режим:

    Сохраните дневной сон (у кого он был до школы) или послеобеденный отдых.

    Ограничьте виды деятельности возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра, приглашение гостей или нанесение визитов.

    Сократите время просмотра телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время не более полутора часов).

    Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше спать.

    Не кричите на ребенка.

    Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества школы, учителя, одноклассников и их родителей.

    Любите и во всем помогайте своему ребенку.

Практический опыт показывает, что почти все дети с временной задержкой развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка не всегда являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Успешность адаптации зависит от общения ребенка с одноклассниками и учителем. Также с детьми с ЗПР проводит работу психолог, логопед, дефектолог. Они проводит коррекционно-развивающие занятия для адаптации ребенка к учебе. Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. При оказании помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дети с ЗПР легче адаптируются.

Особенности развития

Задержка психического развития - это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.

Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна - ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.

Вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он отличается от сверстников.

Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности - запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.

При изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем, для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.

Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.

У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.

        Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».

        Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

        Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.

        Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью.

        Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

        Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.

        Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

        Консультация специалистов.