Урок опк христианская семья. Разработка урока по ОПК на тему «Христианская семья

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

а) образовательные: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
б) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Ход урока

I. Оргмомент.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья)

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя : тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви. – Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Что значит благо тебе будет? (будет хорошо) (Слайд 16)

– Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

(заполнение строки: «Уважение родителей, старших членов семьи»).

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. (Слайд 17)

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

(заполнение строки: « Дети, радость»).

Задание по вариантам.

– Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

– В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

– Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате.

(заполнение строки: «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.

– Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные традиции. Что такое семейные традиции? (Слайд 18,19)

– В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

– Какие традиции и праздники есть в вашей семье? (Слайд 20)

(заполнение строки «Традиции и праздники»)

– Ребята, посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд 21)

(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.
  10. Воспринимай людей как равных себе.

V. Итог урока.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. (Слайд 22, 23)

Домашнее задание (по выбору):

1. – Отгадайте кроссворд:

По вертикали: 1. Имя, которое получила Феврония в монашестве. 2. Город, где жили и были прославлены святые Пётр и Феврония.

По горизонтали: 3. Имя муромской крестьянки, ставшей супругой князя и прославленной Церковью. 4. Имя князя, супруга Февронии. 5. Имя, полученное князем Петром в монашестве.

2. – Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

3.– Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

а) образовательные: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
б) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Ход урока

I. Оргмомент.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья)

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя : тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви. – Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Что значит благо тебе будет? (будет хорошо) (Слайд 16)

– Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

(заполнение строки: «Уважение родителей, старших членов семьи»).

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. (Слайд 17)

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

(заполнение строки: « Дети, радость»).

Задание по вариантам.

– Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

– В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

– Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате.

(заполнение строки: «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.

– Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные традиции. Что такое семейные традиции? (Слайд 18,19)

– В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

– Какие традиции и праздники есть в вашей семье? (Слайд 20)

(заполнение строки «Традиции и праздники»)

– Ребята, посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд 21)

(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.
  10. Воспринимай людей как равных себе.

V. Итог урока.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. (Слайд 22, 23)

Домашнее задание (по выбору):

1. – Отгадайте кроссворд:

По вертикали: 1. Имя, которое получила Феврония в монашестве. 2. Город, где жили и были прославлены святые Пётр и Феврония.

По горизонтали: 3. Имя муромской крестьянки, ставшей супругой князя и прославленной Церковью. 4. Имя князя, супруга Февронии. 5. Имя, полученное князем Петром в монашестве.

2. – Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

3.– Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.

Разработка урока по ОПК
на тему «Христианская семья»

Выполнила: Серова Ольга Михайловна, учитель начальных классов

Цели и задачи урока: формирование у младшего школьника понимания сущности семьи в православии; воспитывать уважение к христианским семейным ценностям; научить пониманию важности сохранения добрых отношений с близкими.
Оборудование: учебник, сборник рассказов для детей Л.Н. Толстого, сборник русских народных пословиц.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте хорошего настроения.

Ребята, послушайте пословицы и поговорки и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Семья сильна, когда на ней крыша одна.
Без мужа – что без головы, а без жены – что без ума.
Жениться – не воды напиться.
Изба детьми весела.
При солнышке тепло, при матери добро.
Птица рада весне, а дитя матери.
Где мир да лад, там божья благодать.
Любовь да совет – так и нужды нет.

2.Введение в новую тему.

Итак, ребята, вы догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
Да. Речь пойдет о семье, но не просто о семье. Тема нашего урока «Христианская семья».
Сегодня мы узнаем много интересного: что такое венчание, что означают обручальные кольца. Мы поговорим о семейных ценностях, о святых покровителях семьи.

3. Работа по теме урока. Чтение текста учебника.

Что такое семья?

Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды.

На чем и ради чего семья основана?

Семья основана на радости и ради нее.

Что значит любить?

Любить – всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.

Как называется вступление в брак в православии?

Вступление в брак в православии называется венчание. Семейная жизнь- это не простое соединение двух жизней. На голову жениху и невесте возлагают венцы.

Что означают венцы на голове у молодоженов?

Это знак того, что они в этот день «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец - это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Это и «мученический венец». Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все перетерпеть ради сохранения семьи.

Что символизируют обручальные кольца?

Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны будут верны друг другу, когда станут мужем и женой.

Как понимать слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Божий»?

Бремена от слова бремя- тяжесть, тягота. Это значит во всем нужно помогать друг другу.

Что такое тактичность?
В чем проявилась тактичность отца святого Силуана Афонского?
Какие качества обязательны для жизни в семье?

4. Закрепление пройденного материала.

Мы продолжим разговор о семье. Запишите в тетради слова, которые у вас ассоциируются со словом «семья».

Семья – это не только любящие друг друга супруги, но и их дети, их родители. Сохранить добрые отношения в семье не всегда просто. Но в семейных отношениях, как и в отношениях с другими людьми, главное соблюдать золотое правило этики. Давайте вспомним, как оно сформулировано.
« Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

5. Работа с дополнительным материалом.

Я прочту вам рассказ Л.Н. Толстого, который иллюстрирует золотое правило этики. Рассказ называется «Старый дед и внучек».

(чтение рассказа)

Это очень назидательная история, она нас многому учит. Ребята, так как мы должны относится к старшим членам семьи?

Послушайте как об этом говорят русские народные пословицы.

Не смейся над старым, и сам стар будешь.
Не кивай пальцем и сам станешь старцем.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

6. Работа с учебником.

В вашем учебнике есть библейская история, из которой вы узнаете, откуда пошло слово «хам» и понятие «хамское поведение». Давайте прочтем текст.

(чтение текста)

Вот такая история. Я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ни вы, ни члены ваших семей не испытали со стороны кого бы то ни было к себе «хамского отношения». Пусть ваши семь охраняют святые, защитники семейного благополучия. А кто они эти святые?

7. Работа с дополнительным материалом.

Есть народные сказания, поучительнее и светлее которых трудно найти.
Одно из них донесло красоту совершенной супружеской жизни благоверных князя Петра и княгини Февронии. Давайте об этом прочитаем.

8 июля в нашей стране празднуется «День семьи, любви и верности», связанный с именами святых Петра и Февронии – покровителей семьи и брака.

8. Домашнее задание.

Ребята, дома нарисуйте свою семью. Будет ли этот рисунок выполнен карандашами, красками, фломастерами не имеет значения. Главное, чтобы он был от души.

9. Рефлексия.

Что мы узнали нового?
Что научились делать? Какие понятия вошли в наш багаж знаний?

Семья угодна Богу. Без крепкой, нравственной семьи невозможно ни одно государство. Семья – основа духовности общества. Пусть в ваших семьях будут мир и благополучие.

Филиал МБ ОУ Никитинской СШ – Шагаевская ОШ

Открытый урок по ОПК

Тема урока

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Учитель: Шипилова Любовь Николаевна

Цели и задачи урока:

Образовательные: знакомство с понятием семьи, дать представление о христианском понимании семьи; рассказать о последнем Императоре Николае II ; о празднике «Семьи, любви и верности». Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, уважительное отношение друг к другу

Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.

Ключевые понятия урока : семья, любовь

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, ромашки, дерево, видео и аудиоматериалы.

Ожидаемые результаты:

дети должны научиться:

отличать понятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, запомнить и воспроизвести историю Петра и Февронии, дать чёткое определение понятия «Семья»

План урока

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин

2

Ввод в тему урока

Представление притчи

8 мин

3

Сообщение темы урока

Наводящие вопросы учителя

2 мин

4

Беседа по теме

Понятие семьи из словарей и народная мудрость

5 мин

5

Физкультминутка

«Солнышко»

1 мин

6

Погружение в тему урока

Любовь (настоящая, ненастоящая – отличие).

6 мин

7

Слово и Семье Николая II

Связь темы урока с примером настоящей православной семьи

3 мин

8

Связь с заповедями

«Чти отца своего и мать свою». «Дарите любовь»

3 мин

9

Праздник

2 мин

10

Пётр и Феврония

История

2 мин

11

Видеоклип

«День семьи, любви и верности»

Ромашки

7 мин

12

Запись д/з

Оформить альбом. Мини сочинение о своей семье.

1 мин

13

Рефлексия

Я увидел… Я узнал… Я почувствовал…

2 мин

14

Итог

Ключ любви.

2 мин

ХОД УРОКА

На сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие, раскроем тайну и узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека!

А сейчас мы с вами увидим и послушаем притчу. Смотрите и слушайте очень внимательно.

Представление притчи

Старые птицы: Максим Пантюшин (4 класс), Денис Акулов (3 класс)

Рассказчики: Даша Власова, Настя Терешина (3 класс)

Птицы-дети: Данил Захаркин, Женя Козлов, Саша Никонов(4 класс).

Птица-разумница: Даша Якушкина(3 класс)

Спасибо за выступление, садитесь, пожалуйста!

Сообщение темы урока

Назовите главную мысли данной притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни). Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №3)

Беседа по теме

Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

А сейчас послушаем как раскрывается понятие Семья в различных источниках.

1 ученик ( группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе - Ушаков)

2 ученик (основанная на браке или кровном родстве малая группа людей - БЭС)

3 ученик (залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...)

4 ученик (Моя семья – моя крепость).

1 ученик (В семейной жизни самый важный винт - это ) .2 ученик (Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро). (слайды 4-9)

Физкультминутка

«Солнышко» (слайд №10)

Погружение в тему урока

Слово о Николае II

Связь с заповедями

Праздник

Пётр и Феврония

Видеоклип

Объяснение д/з

Ни одна семья невозможна, если нет любви.

«Любовью весь мир держится» (слайд №11). Мир без любви невозможен, немыслим. Но как понять «держится любовью»? (ответы детей) Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться? Ведь иногда за прекрасной наружностью человека скрывается чудовище, и наоборот за внешней неприметностью – преданное и любящее сердце. Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел: «Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит» (слайд 12). Давайте разберёмся, что значит, всё извиняет? (прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит. Это значит, полностью доверяет тому, кого любит). На всё надеется… (значит верит в лучшее). Всё переносит … (любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым).

Истинная христианская любовь в семье и должна быть такой.

Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать.

В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго. (слайд №13) Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Какая самая важная заповедь? (Чти отца своего и мать свою.) Человек, который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком. Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас (Смолин Артём) вам прочитает стихотворение, из дневника Государыни Императрицы Александры Фёдоровны.

(чтение стиха «Дарите любовь») (слайд № 14)

Дарите любовь. Взгляните кругом.
Помогайте
Тем, с кем рядом вам выпало
в жизни идти,
Дни их, как можете, украшайте,
Чтоб свой жизненный крест было им легче нести.

Дарите любовь. Взгляните -
поодаль ваш брат,
Отчаявшись, грех уж готов совершить.
Вы руку ему протяните, и рад
Он будет чистою, новою жизнию жить.

Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд № 15)

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.

А сейчас мы с вами посмотрим видеоклип. (во время видео открывается доска с семейными фото)

Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)

А теперь прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи.

Дома оформите страничку нашего альбома: приклеите фотографию своей семьи, ромашку и напишите мини сочинение о своей семье

Рефлексия

Я увидел…

Я узнал…

Я почувствовал… (слайд 16)

Итог

Что является ключом к счастливой семейной жизни? (любовь)

Сегодня я хочу подарить вам вот такие ключи, которые приоткроют дверцу любви в ваших сердцах! Спасибо за внимание! (слайды 17-18)

  • Учитель начальных классов
  • МБОУ СОШ № 5
  • ст. Калниболотская
  • Новопокровский район
  • Шумская Евгения Николаевна
СЕМЬЯ или семь «Я»? Для чего люди создают семью? - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»? - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». СЕМЬЯ всю жизнь другого человека мужа и жены сделать своей любовь всю свою жизнь родителей и детей отдать другому Библейская история
  • У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться.
На что и клад – коли в семье лад. Дом вести – не бородой трясти. Когда семья вместе – так и душа на месте. В семье – и каша гуще. Один в поле – не воин. Семья в куче – не страшна и туча. Сироту пристроить, что храм построить. Что может быть семьи дороже?
  • Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле
  • Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!
  • Семейные традиции -
  • общие события и праздники
  • День рождения
  • Пасха
  • Новый Год
  • Рождество Христово
  • Масленица
  • Юбилей
  • День свадьбы
Семья -
  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!