Православный пост, польза и вред постной пищи для здоровья, правильное отношение к посту. Пост с медицинской точки зрения: как сделать питание полноценным Малаховская пост с научной точки зрения

Почему хотя бы на время отказываться от продуктов животного происхождения необходимо для здоровья? Что может быть плохого в грибах или капусте? Какие заболевания позволяет предотвратить воздержание от мяса и молока? Как поститься беременным? Нужно ли лишать детей поста? Об этих и других аспектах «постной темы» рассказывает терапевт Наталья Юрьевна Тарасова.

Вредное мясо

Беседу о посте хотелось бы начать словами святителя Василия Великого, говорившего, что пост охраняет младенца, уцеломудривает юного, делает более красивым старца.
С точки зрения медицины, здоровье человека определяется двумя важными факторами: образом жизни человека и рационом его питания. Поэтому, на мой взгляд, пост, каким бы он ни был, положительно сказывается на человеке. Ведь в его основе лежит отказ от самых вредоносных продуктов: животного белка и жиров.
Пост играет главенствующую роль, прежде всего, в профилактике таких серьезных заболеваний, как гипертоническая болезнь, опухолевые и сердечно-сосудистые заболевания. В чем основная причина этих недугов? Это поражение сосудистых стенок, а также склеротические процессы. Атеросклероз – хроническое заболевание артерий, выражающееся в утолщении, уплотнении их стенок, в появлении так называемых атеросклеротических бляшек. Причиной развития этих бляшек является избыток холестерина, которого очень много в продуктах животного происхождения. Поэтому, когда мы постимся, то есть исключаем из рациона продукты животного происхождения (к ним относится и молоко) и включаем больше растительных, мы опосредованно снижаем уровень холестерина в крови и, следовательно, замедляем или останавливаем процесс образования атеросклеротических бляшек. При этом не будем забывать, что в самой растительной пище содержится аминокислота, которая благотворно влияет на снижение холестерина.
Еще один важный фактор – соевые продукты, которые нередко употребляются во время поста. Они способствуют снижению секреции холестерина в печени, что ведет и к снижению общего уровня холестерина.
В нашей обычной жизни нам не хватает овощей, салатов, традиционной зелени: петрушки, укропа, зеленого лука… Мы стараемся больше есть мяса, колбасы, солений, копченостей – всё то, что усугубляет последствия нашего, как правило, пассивного образа жизни, сказывается на обмене веществ, приводит к развитию ожирения и атеросклеротического процесса. А значит, и к развитию таких грозных заболеваний, как инфаркты, инсульты. Пост хотя бы на какое-то время прерывает эти негативные процессы.
Повторюсь: с медицинской точки зрения, если человек соблюдает наши традиционные святые посты, это очень положительно сказывается на его самочувствии, на его здоровье. И если бы мы в повседневной жизни как можно больше ели тех продуктов, что обычно употребляем в пост, это бы на 90% улучшило показатели здоровья и снизило бы риски развития опасных заболеваний.

Начнем с главного: с ограничений в питании



Понимая, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой и для своего физического состояния
Мы, врачи, знаем многих людей, которые на себе ощутили пользу воздержания. Я никогда еще не наблюдала вреда от поста. Пост нам во благо еще и потому, что это внутреннее духовное делание. Постясь, человек осознает, что этим он угождает Богу. А человек обязательно должен уяснить для себя, зачем и для чего он постится. Без веры пост будет труден и тягостен, если вообще будет возможен. Этим пост отличается от диет, которыми сегодня все так увлечены: у диет и поста разная цель. Понимая же, что пост добродетель, и не очень здоровый человек сможет его понести с большой пользой в том числе и для своего физического состояния.
Даже при таких тяжелых недугах, как онкологические заболевания, тяжелые инфекционные заболевания, тяжелые поражения печени (цирроз печени) я чаще видела реальное улучшение самочувствия у тех больных, которые прибегали к посту. Так, без всяких препаратов, только потому, что больной постился, уже спустя несколько недель мы наблюдали снижение ферментативной активности печени: приходили в норму показатели АЛТ, АСТ и холестеринового обмена. А ведь одним из факторов ожирения печени является нарушение именно обменных процессов.
У одной из моих пациенток был рак четвертой стадии. Несмотря на тяжесть заболевания, на то, что она проходила курсы химиотерапии, она всегда соблюдала пост, будучи очень верующим человеком. Никаких нарушений общего состояния у нее я при этом не наблюдала. Более того, врачи вынесли ей приговор, но она, благодаря своей духовной силе, жила долго с таким страшным диагнозом и дарила радость своим близким.
На приеме я всегда говорю пациентам: «Давайте начнем с самого главного: с ограничений в питании». У больных, которые исключают из рациона пищу с повышенным содержанием углеводов, мучную пищу, пищу с большим количеством животных жиров и переходят на вегетарианское питание, нормализуется уровень сахара, холестерин, давление. Таким больным мы также рекомендуем определенную физическую активность, потому что гиподинамия – страшнейший недуг. Вот и выходит, что возможно лечение в начальной стадии заболевания без применения какой-либо медикаментозной терапии! В моей практике таких случаев очень много.
Когда ко мне приходит больной с повышенным содержанием сахара в крови, я понимаю, что, с одной стороны, это могут быть минимальные изменения по типу нарушения толерантности углеводов, с другой стороны, это может быть впервые выявленный сахарный диабет. Я стараюсь не прибегать сразу к применению препаратов, которые снижают сахар. Выясняю, каков рацион этого человека, что он чаще всего употребляет в пищу, и предлагаю ему перейти на постное питание. Так мы добиваемся прекрасных результатов.

Благословение на пост

Мне непонятны те, кто, считая себя христианами, говорят о посте: «Не могу», «Не хочу». Мне кажется, это от маловерия.
Не согласна я и с подходом, когда люди (особенно с началом Великого поста) решают совместить пост с диетой, чтобы похудеть. Я абсолютно это не приветствую. Повторюсь: пост и диета принципиально разнятся! Надо разграничивать эти понятия.
И еще важный момент: мы, верующие люди, должны вступать в пост с благословения. Приведу пример из моей жизни. После перенесенной операции я сомневалась: могу ли я понести пост, выдержу ли? Обратилась за благословением к нашему батюшке отцу Тихону: он благословил недельку поголодать. Вроде бы тяжелую болезнь перенесла, операцию, но батюшка благословил – и я попостилась. И оказалось, что этим облегчила себе послеоперационный период. Хотя чему же тут удивляться: когда делаешь что-то с благословения, тебя поддерживает Сам Господь.

Мера во всем



В пост мы исключаем из своего рациона все мясное (а в определенные посты и рыбное), молочное, яйца. Употребляем пищу неживотного происхождения, то есть растительную, иногда позволяя себе рыбу. Но чтобы пост прошел с пользой для здоровья, надо помнить о мере. При употреблении в большом количестве зелени и овощей, особенно сырых, может развиться дискинезия желчевыводящих путей, возникнуть проблемы с работой желудочно-кишечного тракта. Пищу надо принимать так, чтобы не возникало чувства переполнения желудка, чувства перенасыщения, какого-то дискомфорта. Даже растительная пища должна приниматься сбалансированно.
Кроме того, нужно обязательно включать в рацион каши: овсяную, гречневую, рисовую, пшенную. Овсянка – очень полезная каша. Наши предки делали из овсяной муки закваску, которая справлялась с инфекциями безо всяких антибиотиков. Люди так лечились даже от столь грозной и тяжелой кишечной болезни, как дизентерия.
Если человек, подхватив инфекционное заболевание, правильно питается, то это на половину, если не на 90%, способствует реальному улучшению его самочувствия.
Обязательно надо употреблять продукты, богатые клетчаткой. При этом советую включать в рацион такие, в которых содержится клетчатка, более легкая для усвоения: брокколи, брюссельскую капусту – они очень полезны. А вот, к примеру, белокочанную капусту человеку с таким заболеванием, как язвенная болезнь желудка, надо поменьше есть, потому что особенно квашеная капуста в большом количестве может вызвать обострение этой болезни.

Молочные и грибные баталии



В период поста многие просят батюшек разрешить им пить молоко. О молоке сейчас много споров. С одной стороны, молоко полезно, с другой – всё-таки оно является одним из факторов образования и развития опухолевых процессов. Его рекомендуют использовать в рационе не так часто и в очень небольших количествах.
Если у кого-то обострение заболевания в период поста, значит, надо пересмотреть его рацион постных продуктов, уменьшить количество клетчатки, исключить квашения, частично – соленые овощи (особенно если у человека сопутствующая гипертоническая болезнь). Для достижения нормального уровня артериального давления рекомендуется включать в рацион не более 3 граммов соли.
Я всегда советую в период поста есть поменьше солений. Если есть возможность – лучше употреблять свежие овощи, во всяком случае печеные, и обязательно добавлять в рацион каши.
А как быть с грибами? Мы знаем, что часто грибы заменяют нам мясные продукты, поскольку грибы тяжело перевариваются – в течение 7–8 часов – и, когда человек их употребляет в пищу, он насыщается на долгое время. Но мы должны понимать, что грибы не всем разрешены. Искусственно выращенные грибы типа вешенок, шампиньонов хороши в небольших количествах. Они мягкие и хорошо переносятся, а вот в большом количестве – лучше не надо.

Витамины и споры вокруг сыроядения



Какие из постных продуктов содержат максимум витаминов и минералов? Они есть в том или ином количестве во всех фруктах и овощах. В бананах, например, большое количество калия, магния, кальция, что необходимо для сердечно-сосудистой системы. Очень полезна овсяная каша с небольшими ломтиками банана.
Все зеленые продукты растительного происхождения содержат такой важный компонент, как аргинин. В лимонах, квашеной капусте, черной смородине значительное количество аскорбиновой кислоты – важного компонента для поддержания иммунной системы. Клюква, брусника – продукты, которые обладают и мочегонным, и противовоспалительным эффектом и очень полезны в качестве противовоспалительного лечения при заболевании мочевыводящей системы и почек. Продукты типа киви, граната хороши для кроветворной системы.
Не менее важен вопрос: как есть фрукты и овощи? надо ли их подвергать тепловой обработке? Модная тема сегодня - сыроядение. Могу сразу сказать, что для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно. Лучше всего продукты подвергать легкой обработке. Допустим, картофель полезнее есть печеным, другие овощи тоже лучше не варить, а запекать или тушить.
Такие продукты, как фасоль, чечевица, горох, богаты белком. Это азотистые активные продукты, они тоже очень полезны, но есть заболевания, при которых их рекомендуется есть в очень ограниченном количестве. Например, подагра.
Ну и общий совет: если у вас наличествуют какие-то заболевания, то прежде, чем начать пост, особенно если вы поститесь в первый раз, проконсультируйтесь о рационе с врачом.

Как быть с усталостью и недомоганием



Бывает, что человек постом чувствует общее недомогание, слабость. Люди, которые постятся постоянно, таких проблем не испытывают. Когда человек впервые с этим сталкивается, он может проконсультироваться с врачом, и лучше, если врач будет верующий, будет понимать, зачем нужен пост с духовной точки зрения и как поддержать пришедшего к нему за советом человека.
Состояние недомогания совершенно объяснимо, потому что во время поста мы ограничиваем употребление того, к чему привыкли. Даже если маленькому ребенку ты не захочешь купить игрушку, у него сразу испортится настроение. То же самое происходит и со взрослым человеком, когда перестаешь давать ему то, к чему он привык. Привык он есть мясо, да еще по килограмму за раз, а тут – нет мяса! У него сразу ухудшается настроение. Поэтому мы должны понимать, зачем мы постимся, к чему мы приходим. Если мы осознаем, что наша основная задача – духовно подрасти, духовно окрепнуть, мы поймем, что пост – это добродетель, и все свои немощи будем переносить абсолютно спокойно.
Еще одна проблема: некоторые, вспоминая о том, что скоро начнется пост, говорят себе: «Надо наесться перед постом!» – и начинают есть всё подряд. Это тоже плохо. Надо обязательно подготовиться: за неделю до начала поста желательно постепенно ограничивать себя в продуктах, а за день-два можно поголодать – немножко очистить организм. Можно принимать активированный уголь, он очень хорошо выводит шлаки и токсины.
Когда мы резко переключаемся на что-то, это всегда стресс для организма. А стресс ведет к вегето-сосудистой реакции, к усталости и т.д. Поэтому всё надо делать планомерно.
Отменять пост, когда себя плохо почувствовал, нельзя. Другое дело, когда человек не готов к посту в принципе, но это дело не врача, а духовника.

Пост и беременность



Я несколько лет проработала в женской консультации и знаю, насколько это приятное для женщины состояние может быть и очень тяжелым. Особенно первые три месяца беременности, когда у многих женщин развивается токсикоз. В этот период возникают самые неприятные ощущения, вплоть до непрекращающихся рвот. Советовать беременным поститься в этот период надо, понимая, что с ними происходит. Если беременность проходит патологически, если появляются отклонения от нормы, то перед тем, как начать поститься, надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом. Если беременность большей частью проходит физиологически, то поститься вполне можно.
Кстати, сейчас я часто встречаюсь с тем, что будущие мамы к беременности относятся как к какой-то патологии. Для них это не радость, а безумный страх. Они начинают ходить к врачам чуть ли не каждый день, глотать пилюли… Они боятся, что не смогут доносить ребенка. Но беременность – это нормальный физиологический процесс, не надо об этом забывать. Но и помнить нужно, что всё зависит от воли Божией. Ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией. Если суждено чему-то случиться, оно случится.
Надо с радостью принимать свою беременность, переносить ее с верой. Исповедоваться, причащаться, поститься, жить так, как жила раньше. Единственное, в чем можно себя ограничить, это в излишнем употреблении мяса, жареных блюд, соленых продуктов. Не есть, что хочется, а стараться разумно ограничивать себя, побольше находиться на свежем воздухе и радоваться жизни.
Чаще причащайтесь в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи
Многие батюшки советуют своим чадам почаще причащаться в период беременности, потому что то, что от Бога, должно и идти по-Божьи. Пост всегда от Бога. Я категорически не согласна с тем, что во время беременности нельзя поститься. Другое дело, когда это состояние становится болезненным – в этом случае только вместе с акушером надо принимать решение.

Почему пост для всех возрастов



Терапевт Наталья Юрьевна Тарасова
Хочется привести слова нашего всеми любимого батюшки отца Иова (Гумерова). Когда я спросила его о том, можно ли поститься детям, он сказал, что дети, как цветущие растения, орошаются водой поста.
Если детишки совсем маленькие, они не постятся, но с 7 лет дети уже осознанно, следуя примеру родителей, могут поститься. Я не раз спрашивала семинаристов, особенно из священнических многодетных семей, как у них решался «постный вопрос» для детей. Они рассказывали: матушка готовит постные блюда, все постятся, так что сам вопрос никогда не стоит. Конечно, если папа ест, как попало, и мама ест, как попало, а ребенка пытаются заставить поститься, ничего хорошего не выйдет. Ребенок должен обязательно брать пример с родителей.
Я сейчас своим малышам читаю жития святых. Когда они слышат, какие муки претерпевали Борис и Глеб за послушание Богу, то понимают, что пост – это маленькая добродетель, гораздо меньшая дань любви Господу, чем та, которую приносили святые. Я всегда говорю детям: не забывайте, что всё, что с нами происходит, – происходит только по милости Божией. Если мы научимся благодарить Бога, если мы научимся любить Бога, Он нам всегда поможет, Он всегда будет с нами.
Так что мне кажется, у поста не должно быть возраста. Пост – для всех, потому что это чисто духовное делание. Если мы ходим в храм, молимся, причащаемся, а пост не в силах нести, мы не будем духовно расти. А расти мы должны так, как исконно наставляли наши святые. Но и одного поста для духовного роста недостаточно, а нужно, как учил святитель Игнатий (Брянчанинов), и терпение, смиренное претерпевание немощей и страдания – нашего нездоровья, телесных недугов.
Сейчас значительно выросло число онкологических больных, безобразная экологическая обстановка, возникает очень много новых заболеваний, которые толерантны к современной терапии, в стране экономический кризис… Но, тем не менее, когда человек живет с Богом, соблюдая пост, молитву, причащение, он всё может пережить, даже самые тяжелые времена.

Как правильно войти в пост и выйти из него



Очень часто мы сталкиваемся с тем, что люди перед постом наедаются и первые 10 дней поста просто страдают: начинается тошнота, упадок сил, головокружение, какие-то сосудистые катаклизмы. В состояние воздержания лучше входить постепенно, спокойно, за несколько дней до начала поста ограничить себя в животных белках, отказаться от мяса, постепенно отказываться от молочных продуктов. Постарайтесь больше включать в свой рацион каш, супов и вторых блюд из овощей. Людям, которые в обыденной жизни соблюдают пост в среду и пятницу (а многие и в понедельник), вхождение в длительные посты дается легко.
Так же постепенно надо и выходить из поста. Наш батюшка советует (обычно это касается жестких постов, особенно Великого, когда мы можем несколько дней первой недели практически ничего не вкушать), выходя из поста, сначала выпивать полкружки овощного бульона, а потом уже понемногу есть и скоромное.
Вступившим в Рождественский пост я хотела бы пожелать, чтобы они хорошо пост перенесли, чтобы почаще ходили в храм, исповедовались, причащались. Это должно быть праздником для человека – попоститься, особенно когда постится вся семья. Каждый из нас проходит свою жизнь суетно, а в пост ты укрепляешься в духовном делании.
Тем же, кто решил держать пост аскетически, нужно взять на это благословение духовника. Когда есть благословение, любое деяние – добродетель!
Пост – это укрепление в вере. Пост – это великая сила, помогающая нам оставить свои привычки, похоти, свои желания без разбора кушать всё подряд и в какой-то степени способствующая исцелению.

Правда ли что с медицинской точки зрения пост вреден для здоровья?

В прежнее время против поста, установленного Церковью, сильно возражала медицина, утверждая, что пост убивает силы человека. Однако в последнее время указания медицины близко сошлись с требованиями Церкви. Врачи в один голос требуют употребления разнообразной пищи и настаивают на том, чтобы заменять мясо зеленью и всевозможными кушаньями из круп.

Медицина пришла также к тому, что мы постоянно переобременяем себя излишним количеством пищи, с которым организм не справляется, отчего постоянно происходит засорение и отяжеление организма. Некоторые доктора пришли даже к выводу, что необходимо давать организму совершенный отдых от пищи раз в неделю в течение полных суток, не принимая в течение этого времени ничего, кроме малого количества воды и, сверх того, проводя эти сутки в усиленном движении. Наконец, никто уже не возражает теперь против того положения, что наиболее полезным для человека является чередование пищи растительной и мясной: то именно распределение, которого придерживаются люди, исполняющие церковное установление о постах.

Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше людей, постоянно слишком обильно питающихся.

Какая польза от поста?

Первая польза - обуздание плоти. А это угодноБогу, чтобы мы распинали греховную плоть свою со страстьми и похотьми; умерщвление плоти - порабощение духу.

Вторая польза от поста та, что делает душу способной к молитве и небесному мудрованию. Пост есть как бы лестница, возводящая ум на небо - есть как бы крылья, которыми душа взлетает к Богу, к Богомыслию и горнему мудрованию.

Третья польза от поста - что постом мы служим Богу. Говение есть Богопочитание.

Четвёртая - умилостивление праведного гнева Божия. Всех вообще призывает к такому посту св. пророк Иоиль, когда говорит: « И ныне глаголет Господь Бог ваш: *Обратитесь ко Мне всем сердцем вашим в посте и плаче и в рыдании и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша*».

Пятая - в том, что через него можно испросить от Бога временные и вечные блага.

Однако, постящемуся следует помнить, что истинный пост - это удаление от зла, воздержание языка от пустых бесед, осуждения, подавление в себе гнева, отказ в греховных желаниях, отлучение оскорблений, ложи, божбы.

Пост - это не только воздержаниев пище, не только ограничение в количестве питания. Пост - ритм жизни нашей души, её дыхание. Как только мы нарушаем пост, наша душа грубеет и оказывается не способной ни молиться, ни сопереживать чужому горю. Чувствования становятся мирскими, земными, а не духовными. Мы плачем и рыдаем, да не о том, о чём следовало бы. Не о грехах своих плачем, а от жалости к себе.

Забываем мы, что тысячу лет крещена Русь, что предки наши свято чтили посты, и нарушение их считалось серьёзнейшим прегрешением. Человек, не соблюдавший пост, воспринимался как еретик, отщепенец, враг Церкви. Да так оно и есть! Годовой ритм постов и постных дней в неделе передан нам генетически, нарушение его ведёт к нарушению жизнедеятельности всего организма. Не говоря уже о душе. Никакая диета не поможет, голодания и обливания не спасут, если мы не вернёмся на круги своя, не будем строго соблюдать святые посты Православной Церкви.

Трудности соблюдения поста надуманны. Были бы желание да решимость…. Ведь многие болезни мы получаем именно«в награду» за несоблюдение поста …

Пост - это воздержание. Не только от мясной, молочной, рыбной пищи, но и от развлечений, удовольствий супружеской жизни. Пост - это существенное подспорье для успешной духовной жизни, пример которого дал Господь наш Иисус Христос, а за Ним множество новозаветных праведников, начиная со святого Иоанна Крестителя. Это - образ жизни, способствующий подчинению души и тела духу, а значит, и Богу. Нельзя не сказать, что помимо этого пост является сильным оружием и борьбе с сатаной, побуждением к совершению добрых дел. Этому Церковь учит нас в великопостных богослужениях, чтениях и песнопениях. Конечно, пост, если он тщательно соблюдается, доставляет некоторые неудобства. Но нужно терпеливо их превозмогать. Необходимо всегда помнить, что Христос пред своим выходом на Крестные страдания и Крестную смерть сорок дней пробыл в пустыне, что является Богоустановлением нашего сегодняшнего поста.

Посты установлены Церковным Уставом и бывают многодневными и однодневными. Многодневные посты подготавливают христианина к Великим праздникам. Многодневных постов в году четыре.

Еженедельными постными днями является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу - ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.

Постящийся должен помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятсяи око, и слух, и руки, и ноги, и всё наше тело».

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключённый в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочее. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно» . Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединён с духовными упражнениями.

Целью данной статьи является необходимость развенчать несколько упорно существующих мифов об отрицательном влиянии поста на организм человека. Стоит также уточнить, что мы будем рассматривать только прикладную часть поста, то есть влияние питания на здоровье с точки зрения биологии и медицины.

Организм в пост ослабевает?

Итак, миф номер один гласит, что в связи с исключением продуктов животного происхождения (мясо, жиры, молоко, яйца) организм человека резко ослабевает за счет того, что продукты растительного происхождения не могут обеспечить всех энергетических затрат. Это не так. Давайте обратимся за примером к природе.

Посмотрите, как сильны и выносливы слоны, буйволы, лошади, верблюды, а ведь они никогда не употребляют продукты животного происхождения. Кроме невероятной работоспособности вышеуказанных животных, у них весьма значительная масса тела – слон весит примерно 5 тонн, буйвол примерно 1 тонну, лошадь приблизительно 700 кг. Найдете ли вы среди животных мясоедов столь сильных и огромных? Можно ещё привести пример – горилла. Ее основной рацион на 95% состоит из продуктов растительного происхождения – листья, коренья, семена, плоды. Но даже самый слабый представитель этого вида может с легкостью справиться с пятью взрослыми, сильными мужчинами.


Правды ради стоит сказать, что для получения такого же количества калорий объем растительной пищи должен быть больше, но и это не обязательно. Серьезные исследовательские работы над группой добровольцев показали, что для обычной средней нагрузки достаточно и половины калорий от общепринятых. Данные исследования проводились в течение одного года, и главными результатами их являются повышение работоспособности, улучшение показателей здоровья (нормализация массы тела, артериального давления, анализов крови).

Пост – только для здоровых людей?

Второй, не менее распространенный миф – о том, что поститься можно только здоровым людям, а больным необходимо усиленное питание. Это в корне неверно. Даже не надо быть врачом, чтобы понять простую истину – больному организму нужен покой! Опять обратимся за примером к природе. Давно замечено, что больное животное не поглощает избыточно пищу, а наоборот – отказывается от нее. Традиционные мясоеды – собаки и кошки – во время болезни пьют воду и принимают только растительную пищу! Поэтому удивительно наблюдать, когда больного закармливают всякими котлетками, сардельками, сметаной и т. д.

Будучи студентом, я приходил на практику к своему многоопытному коллеге врачу-терапевту. Однажды на прием к нему пришла молодая женщина, которая рассказала о том, что она принимает пищу по рекомендации друзей 6-7 раз в день. Основным продуктом в этом рационе было мясо, приготовленное разными способами. И, несмотря на столь усиленное питание, ей становилось все хуже и хуже. Что делать? Ответ доктора был гениально прост: «Избавьте организм от вашей опеки, и он сам избавится от проблем!».

При переедании поджелудочная железа способна выделить до 4-х литров сока, богатого ферментами, которые в основном участвуют в переработке белка и происхождении животного жира.

Длительное употребление мясной пищи губительно не только для больного организма, но и для здорового. Мясные продукты для своей переработки требуют усиленной работы всех внутренних органов, а их избыток часто приводит к закислению внутренней среды организма, что в целом снижает устойчивость к болезням.

При усвоении белка из мясных продуктов образуется некоторое количество токсинов, которые в свою очередь для их нейтрализации требуют повышенной работы печени. Увеличение продуктов животного происхождения запускает в кишечнике процессы гниения, что в ряде случаев приводит к сложным заболеваниям. А ведь в кишечнике находится около 85% клеток, отвечающих за иммунитет человека. Избыток, а также частое употребление жиров животного происхождения приводит к жировому перерождению печени, атеросклерозу, повышению массы тела, диабету, гипертонии, поражению суставов.


Питание в пост помогает здоровью!

Во время поста люди испытывают на начальной стадии энергетический дефицит и стараются перекрыть это легкоусвояемыми углеводами: белый хлеб, конфеты, булочки. Но будьте осторожны – ведь это пустые калории, которые могут истощать запасы инсулина в поджелудочной железе, что в отдельных случаях может привести к сахарному диабету, ожирению.

Как-то, слушая лекцию по питанию больного человека, я невольно воскликнул: «Это ведь рекомендации по питанию в пост!» Вот к чему пришла современная медицина – она вернулась к забытой, родной матери – монастырской медицине, основными принципами которой были: пост, молитва и только потом лечение. Так что поститесь на здоровье!

Польза постной пищи

Источники белка в пост

И самый болезненный вопрос: чем заменить белки? Богатым источником белков является соя, бобы, горох, грибы, а также рыба, кроме белка содержащая витамин D, омега жиры, которые хорошо влияют на репродуктивные органы и на продолжительность жизни. Возьмите, к примеру, японцев – они чемпионы по продолжительности жизни, ведь в их рационе в основном растительная пища и рыба.

Смысл поста – духовное очищение

Продукты питания – конечно, не главная составляющая поста. Пост дается нам для очищения души, смысл его – воздержание. А через телесное воздержание, в том числе и в пище, очищается дух, ведь тело является храмом души. Пост ведет нас к главной цели христианской жизни – душевному спасению.

Для понимания этих иносказательных слов Иисуса Христа необходимо вспомнить о понятии христианского аскетизма, – то есть, в переводе с греческого, упражнения, подготовления к борьбе. С развитием христианства аскетизм понимается как упражнение духа и тела на пути к спасению, навык управления волей и помыслами, религиозная и церковная самодисциплина. Мера аскетичности жизни человека всегда определялась словами Христа Спасителя: «Кто может вместить, да вместит» (). Так, перед совершением важных дел, накануне предстоящих испытаний и Сам Иисус Христос, и его ученики, и все православные христиане постились, готовясь к предстоящим подвигам.

Посты телесные, в том числе предусматривающие ограничения в потреблении определенных видов пищи, рассматриваются как один из видов аскетизма.

В атеистической литературе и в сознании многих людей пост зачастую трактуется всего лишь как выполнение временных запретов Православной Церкви, налагаемых на употребление некоторых видов продуктов; то есть, суть поста сводится к понятию банального «голодания». Это воззрение противоречит как терминологической, так и глубинной, метафизической сути христианского поста.

Ограничение в питании – это только одна, хотя и очень важная, сторона поста, формы воздействия которого на организм человека многообразны. Напомним, что пост предусматривает всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство Браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом, последствия которого накладывали тяжкий отпечаток на будущее ребенка. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.

Поучительны мысли святителя о о сущности поста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

В этих мыслях Златоустого отца Церкви открывается высокая духовная значимость поста. Не углубляясь в богословский аспект рассматриваемого понятия, попробуем проанализировать медицинское значение поста как аскетического упражнения с точки зрения его целительного воздействия на организм человека. При этом ни на мгновение не забудем, что оздоровительный эффект поста есть не самоцель говеющего, но своеобразное очищение самоисцеляющегося организма действием благодати Божией, по вере самого постника.

Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека в первую очередь ради его духовного обновления. Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.

В «Основах Православия» подчеркнуто, что христиане постятся не потому, что Богу приятно, когда Его рабы не едят. Цель поста – овладение собой и победа над страстями плоти, освобождение себя от зависти миру сему, укрепление души против искушения и греха.

Хотя деление животных и продуктов, годных к употреблению в пищу, на «чистое» и «нечистое» существовало еще на заре Священной Библейской истории (животные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синайского законодательства и т.д.), Иисус Христос перенес основной смысл подобного деления на новый уровень человеческой ответственности: «Слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека… Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека» ().

Апостол Петр в видении услышал предписание Господне, которое имело как образный, прообразовательный, так и вполне конкретный, буквальный смысл. На слова апостола: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», – Господь ответил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (). В этом предписании состоит ответ на вопрос, почему в христианстве нет абсолютных и постоянных запретов на какие-либо отдельные пищевые продукты, кроме единственного условия: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (). О запрете употребления в пищу крови говорится многократно в Божественном законе, данном Моисею на горе Синай: «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (; 23; 15: 23; ).

В подходе Православной Церкви к питанию прослеживается принцип разумной умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и небрежения о насыщении плоти ().

Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников: «…потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного»; «вина горячего не держати и не пити»; «обжорство с пиянством – наипачий грех». Святой подчеркивает: «Не пища зло, а чревоугодие». Эти простые слова найдут полное согласие любого здравомыслящего профессионального врача-диетолога, гастроэнтеролога, аллерголога.

В дальнейших размышлениях нам необходимо строго разграничивать такие понятия, как «пост» и «питание во время поста».

По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на 5 категорий:

  • Строжайший пост: запрещена любая пища, допустима только вода (в аллергологии и медицине это соответствует понятию о полном голодании).
  • Пост с «сухоядением»: разрешена невареная растительная пища без употребления постного масла (в медицине это близко понятию о строго вегетарианском питании в форме сыроядения, но не равнозначно последнему, так как в дни такого поста вкушают хлеб).
  • Пост «с ядением сварения»: разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного масла (этот тип питания в медицине почти полностью соответствует строгому вегетарианству).
  • Пост «с ядением сварения с елеем» соответствует предыдущему, но допускается использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из растительных продуктов.
  • Пост «с ядением рыбы», когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.
  • Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о постах оговорены дни однократного принятия пищи

Рассмотренные пищевые предписания позволяют очертить круг продуктов, составляющих постную пищу. Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба и рыбные продукты. К понятию «скоромная пища» относится мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их продукты (кондитерские изделия с добавлением молока или яиц.

Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания (что весьма близко к медицинским принципам раздельного питания).

В православном календаре около двухсот дней в течение года – постные; причем, в прошлом большинство населения соблюдало пищевые предписания в период поста. Отсюда – обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья: зерна (каша), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Множество забытых ныне блюд делали, например, из гороха: горох, битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое.

В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое, только в середине XIX века появилось подсолнечное. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреблением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом количестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с X – XI веков на Руси применяли анис, лавровый лист, черный перец, гвоздику, а с XVI века их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности.

Иллюстрацией исполнения пищевых предписаний для разных категорий поста может служить «Столовая книга Патриарха Филарета Никитича» (Романова), написанная в 1632 году по ходу Великого поста.

В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руси кушанья не было вовсе и яствы не держано», – строжайший пост. Во вторник Патриарху подавали «в столовое кушанье капустку крошеную студеную», – пост с сухоядением.В среду на патриаршем столе были: взвар с пшеном сорочинским (рисом), шафраном и перцем, капуста, горох зобанец (очищенный горох), ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «горшочек каши» с имбирем. В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было вовсе и яствы не держано». В пятницу Патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, горшочек каши с имбирем, нарезанную ломтиками пареную репу с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки, – пост с употреблением вареной пищи, но без растительного масла. В субботу и воскресенье у Патриарха было 2 приема пищи. В праздник Благовещения, когда единожды в течение Великого поста разрешено вкушение рыбы, на обед подавалась икра паюсная, белуга и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, капусту, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую, горошек, орехи. Сходным был и ужин.

Таким образом, мы видим сочетание в течение седмицы Великого поста всех видов постного питания.

Но и в потреблении постной пищи должно соблюдать умеренность. Смягчение пищевых предписаний допускается для болящих, для занятых тяжелым физическим трудом и для тех, кто находится в пути. Пост также не распространяется на грудных детей. Святитель учит: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к служению Слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей».

В недавнем прошлом в советской атеистический и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время именем христианского поста пытаются называть различные искусственные методы питания, голодание, разгрузочные диеты, вегетарианство и тому подобное. Бытует мнение, что православные посты имеют не только религиозно-обрядовое, но и диетическое значение. Это совершенно не верно! Прагматичная дието-профилактическая идея искусственно увязывается с духовной идеей поста как явления из области аскетики.

Так, сторонник нетрадиционного питания Г.Шаталова в своей книге «Формула здоровья и долголетия» (1992) рекомендует строгое соблюдение постов как разгрузочных дней, рассматривая пост как составную часть так называемого видового питания (вегетарианства с элементами сыроядения и разгрузочного питания. А врач Е.Рудова (1994) пишет: «В профилактике пост занимает центральное место, далеко опережая другие методы общественного оздоровления. Тот, кто постится, выигрывает дважды: сохраняет здоровье и экономит средства». Такой потребительский подход к посту просто игнорирует его основную суть и духовный смысл.

В 1992 году вышла книга Г.Малахова «Целительные силы», где он пишет: «Под постами подразумевается отказ от принятия любой пищи на определенный период времени. Употребление постной пищи во время поста есть нарушение этого понятия». Далее автор и вовсе начинает увязывать даты Великого поста с астрологией и «огненными знаками зодиака». Подобная мешанина из псевдонаучных рассуждений и грубых извращений сущности поста встречается, к сожалению, во многих книгах и статьях.

Как уже говорилось выше, количество постных дней в течение года превышает число дней скоромных. А поскольку большая часть постных дней допускает к употреблению только растительную пищу, то становится понятно, почему в старину русские, белорусы и украинцы не считали мясо основой своего рациона, в отличие от наших современников, оценивающих качество питания по мере доступности и ассортимента мясных и колбасных продуктов с их пищевыми добавками, консервантами, красителями и тому подобной химией.

В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является именно смешанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегетарианских блюд, а также с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.

Перейдем к медико-биологической оценке системы постного питания с позиций аллергологии.

В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается никакая пища, кроме воды, редки. Но их медико-биологическое значение для организма человека весьма благоприятно. По последним данным, именно одно- двухдневное воздержание от пищи становится своеобразным положительным стрессом, вследствие которого мобилизуются защитные силы организма, включаются его адаптационные и компенсаторные резервы. В результате активируются иммунная и эндокринная система, особенно деятельность надпочечников; вырабатываются собственные глюкокортикостероидные гормоны, подавляется аллергическое воспаление, усиливается регенерация тканей. Таким образом, при разгрузочно-диетическая терапия имеет место не «отдых» или «очищение» организма, а, скорее, его «встряска». В аллергологии кратковременное воздержание от пищи применяют при всех видах аллергических заболеваний.

При этом православный строжайший пост не имеет никакого отношения к системе голодания по П.Брэггу, Г.Шелтону или йоге. Всякое совпадение здесь может обнаружиться исключительно на терминологическом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и «чуда голодания» не имеют ничего общего. Каких только методик так называемых «входа в голод и выхода из голода» сейчас не предлагается! Но верующие люди проводят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приемов, а по их завершении так же просто переходят к обыкновенной пище. При многодневных постах, включающих дни строжайшего поста, за такими днями обычно следует день поста с сыроядением (например, первая, Крестопоклонная и Страстная седмицы Великого поста).

Для большинства постных дней, установленных Православной Церковью, характерен «с ядением сварения с елеем» и пост «с ядением сварения», то есть вегетарианское и строго вегетарианское питание. Однако, во-первых, вне постных дней не запрещено есть мясо-молочные и иные продуктов животного происхождения. Кроме того, в течение постов существует немало дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, вегетарианское питание в практике православного поста не является постоянным, а только временным и прерывистым, что в свою очередь становится прообразом сбалансированного и гипоаллергенного питания.

Православное население славяно-русских республик редко страдало железодефицитной анемией, остеопорозом и другими заболеваниями, которые могут развиться у тех, кто совершенно исключает из рациона своего питания мясо и мясопродукты. Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен недостаток полноценных белков и соответственно незаменимых аминокислот, витаминов B2, B12 и D , хотя содержание Ca, Fe, Cu, Zn количественно может быть достаточным, но усвояемость этих веществ из растительной пищи низкая. Однако эти же вещества прекрасно усваиваются с рыбой.

Рыба обладает высокой пищевой ценностью и по ряду показателей превосходит мясо животных. Это важный источник полноценного белка со сбалансированным составом незаменимых аминокислот. Метионина – аминокислоты, играющей большую роль в регуляции жирового обмена в печени, в рыбе больше, чем в твороге, – признанном источнике метионина. Сравнительно с мясом животных в рыбе почти в 5 раз меньше соединительной ткани. В этом причина того, что рыба быстрее, чем мясо, варится, жарится и легче переваривается в пищеварительном тракте. Белок рыбы усваивается лучше, чем мясной: в среднем на 95 % против 88 %. Содержание витамиов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе животных, а витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе содержатся разнообразные минеральные вещества. Особенно богата рыба йодом, F1, Zn и другими микроэлементами. Особого внимания заслуживают рыбные жиры, которые в отличие от жиров животных легче перевариваются и обладают особой биологической ценностью, так как содержат специфические полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которым придают большое значение в диетологии, аллергологии, диетопрофилактике атеросклероза и ишемической болезни сердца.

В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других широко употребляемых растительных маслах. ПНЖК рыб нормализуют некоторые стороны жирового обмена при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую и противосвертывающую системы крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца и атеросклероза сосудов головного мозга; способствуют снижению атопического дерматита при гипертонической болезни, нормализуют гормональных фон. Биологически активными ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.

По пищевым предписаниям Церкви рыба и растительные масла относятся к постной пище. В медикобиологическом аспекте такое сочетание продуктов способствует сбалансированности разных ПНЖК в пище. Учение о сбалансированном питании сохраняет свое значение и в настоящее время., но некоторые его положения в последние годы подвергнуты пересмотру и уточнению. Это относится прежде всего к вытекающему из теории сбалансированного питания представлению об «идеальной пище», которая наиболее полно возмещает используемые организмом пищевые вещества и расход энергии. Признано, что постоянное питание «идеальной пищей» способствует метаболической гиподинамии – своеобразному снижению активности систем, обеспечивающих обмен веществ. Это явление можно условно сравнить с мышечной гиподинамией, связанной с низкой физической активностью и ведущей к детренированности мышц.

По мнению академика А.М. Уголева (1991), идеально сбалансированное питание создает такие комфортные условия для обмена веществ, которые не являются эволюционно подготовленной основой для оптимальной жизнедеятельности человека. В пределах коротких периодов времени (недель) отступления от сбалансированного «идеального питания» могут быть не только физиологичны, но и необходимы для поддержания высокого уровня активности органов и систем, обеспечивающих усвоение пищи. При этом правило равенства расхода и поступления пищевых веществ сохраняют свое значение для длительных периодов времени, что предупреждает возникновение болезней недостаточного и избыточного питания. Таким образом, с одной стороны, соблюдение пищевых предписаний постов вызывает отклонение от сбалансированного питания, а с другой, – для многих людей (например, больных крапивницей) эти отклонения не только не наносят ущерба здоровью, но являются целесообразными с учетом современных взглядов на значение периодической разбалансировки питания.

Научный сотрудник Института питания РАМН М.М. Гуревич (1990) пишет, что «посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост – переход к осени, Рождественский – к зиме».

Согласно последним исследованиям Национальной академии питания США и, в частности, Аризонского центра питания и пищевой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рациональной системой питания на сегодняшний день признано именно система перемежающегося приема мясной и вегетарианской пищи, поскольку таким образом и пищеварительная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную тренировку и комплексное оздоровительное воздействие. Но, в таком случае, можем ли мы назвать какую-нибудь иную более совершенную систему такого питания, чем постовые предписания Православной Церкви, вырабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробированные миллионами христиан во все времена по всей земле? Воистину знаменательны слова Боговидца Моисея, запечатленные в книге Второзаконие: «заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?». и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» ().

Пищевые предписания во время поста напоминают гипоаллергенную диету. Учитывая, что большинство дней в году – постные, то и система православного постного питания в целом носит гипоаллергенный характер. По статистике аллергическая заболеваемость была в России крайне низкой. Согласно данным первого русского аллерголога В.П.Силича (1868 год) заболевание рецидивирующей крапивницей и атопическим дерматитом – казуистика; бронхиальная астма – 2-3 случая на 100 000 населения; полиноз – 2-4 случая на 100 000 населения, экссудативно-катаральный диатез – казуистика у детей. В настоящее время только лишь в Минске насчитывается около 50 000 случаев бронхиальной астмы.

По наблюдениям, из 200 моих пациентов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов наблюдается уменьшение количества приступов, нет четко очерченных приступов. Приведу очень знаменательный пример: практически все специалисты-аллергологи единодушно опасались ухудшающего влияния дыма, возникающего от сгорания ладана во время каждения в церкви, на больных бронхиальной астмой. Но тщательнейшие наблюдения показали, что приступов удушья в этих случаях не бывало никогда! Более того: для больных всегда наступало облегчение их состояния. Также и среди православных подростков, страдающих атопическим дерматитом, ухудшение состояния в дни поста не наблюдается.

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

/ 3 февраля ‘11 Андрей Эльдарович Цориев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры лучевой диагностики Уральской государственной медицинской академии, алтарник храма святителя Иннокентия Московского Великий пост

«Но и самое пребывание в раю есть образ поста, не по тому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении Ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и по тому, что жившим в раю не приходило на мысль, что в последствии изобретено человеческим примышлением; там не было ни употребления вина, ни заклания животных, ни всего, что делает мутным человеческий ум».

Свт. Василий Великий
«О посте. Беседа 1-ая»

Наступает Великий Пост. С одной стороны, каждый православный верующий ждет пост, как время очищения тела и души, покаяния, примирения с родными и близкими, времени прекрасных, проникновенных богослужений, время подготовки к величайшему празднику Пасхи. С другой же – возникает масса вопросов и, как принято говорить в церковной среде, искушений. Редкий приходской священник не сталкивается с ситуацией, когда верующие просят дать благословление на послабление поста. Как правило, священники руководствуются врачебными рекомендациями, данными конкретному прихожанину: «Если врач запретил поститься – значит, поститься нельзя!» Однако, представления о влиянии поста на организм здорового и больного человека, о питании в пост и у прихожан, и у священнослужителей, да и, что греха таить, у врачей – далеки от научных и обоснованных конкретными данными и наблюдениями, то есть, скорее мифические, чем реальные.

Когда настоятель Свято-Иннокентьевского прихода попросил меня выступить перед прихожанами в качестве врача и рассказать им о посте, я задумался о том, что же говорить. Ведь тема поста настолько широко освещена в Церковном Предании, пастырской литературе, проповедях, что вряд ли врач может что-то прибавить к этой сокровищнице. Однако вскоре в голову пришла мысль помочь разобраться и себе, и людям в том, как же влияет на организм ограничение в приеме животной пищи. Т.е. попытаться вынести за скобки, насколько это возможно, духовную сторону поста и обсудить его телесный аспект.

Современный «просвещенный», как он любит именовать себя, мир очень уповает на науку. Даже говоря о вещах церковных, проповедники и миссионеры широко используют данные современной науки: истории, если речь идет о Библейском повествовании, физики, если речь заходит о чудесах и вероятных их механизмах, астрономии, когда обсуждаются события времен Ветхого и Нового Заветов и так далее. Современный человек верит науке и ученым. Поэтому грешно не воспользоваться данными медицинской науки и, в частности, диетологии и эпидемиологии, для прояснения некоторых фактов, связанных с особенностями питания в пост.

Ведь что такое православный пост с научной точки зрения, как не строгое вегетарианство, или, как его еще называют, «веганство»? То есть питание исключительно растительной пищей. Общедоступная база данных медицинских публикаций medline, расположенная на сервере американской национальной медицинской библиотеки по адресу http://www.pubmed.gov/ по запросу «вегетарианство» выдает 2232 источника, датированных 1890-2008 годами! При этом 294 источника – это подробные научные обзоры, основанные на данных множества клинических и ретроспективных исследований.

Вегетарианство – достаточно распространенный вид диеты среди населения Земли. Даже среди древних людей целые народы в определенных регионах употребляли преимущественно растительную пищу, а некоторые были настоящими вегетарианцами! Это позволил узнать анализ содержания изотопов углерода и азота в волосах останков древних людей, ибо содержание более тяжелых изотопов выше при большем содержании в рационе животных продуктов.

Благодаря изучению останков человека из Отцталерских Альп, расположенных на территории современной Австрии, стало известно, что жили там вегетарианцы. По разным данным от 4 до 5% жителей США и Канады, а также Западной Европы – вегетарианцы. Кроме того, употребление исключительно растительной пищи свойственно адептам некоторых мировых религий и сект: кришнаизм, буддизм, индуизм, а также некоторые неопротестантские общины (например, адвентисты седьмого дня) – все они предписывают питание исключительно или преимущественно растительной пищей.

Результаты исследований

Крайне интересно было бы узнать о том, какой эффект оказывает на организм употребление только, или в основном растительной пищи в течение длительного периода. На эту тему существует масса исследований, первые из которых были проведены еще в 1930-х годах. Так вот, основные выводы их таковы:

Продолжительность жизни людей, придерживающихся диеты с редким употреблением мяса (умеренных вегетарианцев) выше, чем в среднем в популяции.

Риск внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у людей, употребляющих в пищу преимущественно растительную пищу меньше, чем у людей с обычным питанием.

Чем дольше человек придерживается преимущественно растительной диеты, тем более значительно уменьшается риск внезапной смерти, и тем больше увеличивается в среднем продолжительность жизни.

Заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями и смертность от них у вегетарианцев ниже.

Смертность от заболеваний органов пищеварения и дыхания меньше в два с лишним раза у вегетарианцев, в сравнении с популяцией с обычным питанием.

Смертность от злокачественных опухолей в группе вегетарианцев приблизительно на 50% меньше у мужчин и приблизительно на 25% – у женщин, при этом отмечается не только уменьшение количества злокачественных опухолей пищеварительной системы (толстой и прямой кишки, поджелудочной железы, желудка), но и тенденция к уменьшению опухолей других систем (эндокринных органов, печени, мозга).

Масса тела у вегетарианцев в среднем меньше, чем у не вегетарианцев, при этом повышенная масса тела достоверно связана с развитием артериальной гипертензии, сахарного диабета, атеросклеротического поражения сосудов.

Заболеваемость и смертность строгих и умеренных вегетарианцев отличаются: так, у строгих смертность от заболеваний в среднем выше на 24%, что позволяет сделать вывод о большей пользе для организма умеренного (без полного исключения животных продуктов из рациона) вегетарианства.

Употребление преимущественно растительной пищи уменьшает риск заболевания сахарным диабетом 2-го типа и улучшает его течение и прогноз.

Вегетарианство – строгое и не очень

Что касается не строгого вегетарианства, при котором употребляются молоко и яйца, то выводы ученых настолько однозначны, что вопрос о пользе или вреде подобного питания уже давно снят. Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни». Среди этих болезней – сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно (происходит накопление научных фактов в данном направлении), – болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит.

Кстати, православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста – Великий, Петровский, Успенский и Рождественский – достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев. Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества (переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами), отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного.

Строгое вегетарианство, при котором полностью исключаются продукты животного происхождения (подобный устав питания используется монахами Валаамского монастыря, монастырей Святой горы Афон в Греции) тоже давно находится под пристальным вниманием медицинской науки. Особенно давно изучаются индуистские общины, в связи с тем, что Британское присутствие в Индии, а также связанное с ним переселение индийцев в Великобританию продолжаются уже более 200 лет. Имеются определенные проблемы, связанные с соблюдением строгой растительной диеты. Это, во-первых, дефицит витамина В12, во-вторых, недостаток кальция и, в-третьих, недостаток белка в пище. Именно с этими дефицитами связаны, как считается, худоба индийцев, меньшая продолжительность беременности у индийских матерей и более низкие показатели массы тела и роста новорожденных.

Однако учеными было также показано, что при условии компенсирования недостатка этих элементов в питании, разница в состоянии здоровья строгих и нестрогих вегетарианцев нивелируется и проблемы разрешаются.

Так, дополнительное введение витамина В 12 предотвращает развитие анемии, добавление в рацион зерновых и бобовых, в частности, сои компенсирует недостаток белка. Это достигается употреблением в пищу печеного хлеба грубого помола и широкого спектра продуктов, содержащих сою.

Изучение состояния здоровья общин адвентистов седьмого дня, которые из продуктов животного происхождения употребляют только молочные и яйца, показало, что наряду с уменьшением массы тела, снижением частоты сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, чрезмерное употребление молочных продуктов и, возможно, сои, может быть связано с более высоким риском возникновения рака яичников у женщин, а также рака предстательной железы у мужчин.

Ученые связывают это с наличием в сое фитоэстрогенов, веществ, сходных по структуре с женскими половыми гормонами. Отрицательное же влияние избыточных количеств молока и его продуктов хотя и прослеживается статистически, однако, подтверждается не всеми исследователями и не имеет удовлетворительного теоретического объяснения, что требует дальнейших изысканий.

Но уроки, извлеченные из исследований, связанных с адвентистскими общинами, заслуживают внимания. Вегетарианская диета, будучи сбалансированной, полезна для здоровья, но при этом она должна быть именно сбалансированной!

«Батюшка, у меня диабет, благословите не поститься!»

Одним из наиболее распространенных заблуждений является мнение, что соблюдение поста противопоказано при сахарном диабете. Однако научные данные демонстрируют совершенное обратное. Наоборот, существует достаточное количество свидетельств, подтверждающих профилактический, противодиабетный характер растительной диеты.

То есть, употребление преимущественно растительной пищи снижает риск заболевания диабетом. Это касается в основном диабета 2-го типа, который возникает преимущественно в зрелом возрасте и при высокой массе тела, и встречается чаще, чем диабет 1-го типа. Кроме того, уже при возникшем диабете преимущества вегетарианской диеты неоспоримы, и тому масса свидетельств.

В общем, можно сказать, что использование целых злаков, круп и бобовых связано с уменьшением содержания сахара в крови у диабетиков. Долговременные исследования однозначно показали уменьшение риска возникновения диабета и сердечно-сосудистых заболеваний при питании немолотыми злаками. Употребление орехов, богатых растительными волокнами продуктов, таких, как овес и ячмень, а также сои, имеет значительное положительное влияние на состояние сердца и сосудов и предупреждает развитие сосудистых осложнений сахарного диабета, уменьшая содержание холестерина и жиров в крови.

Кроме того, замена животных белков (мяса, птицы, молочных продуктов) на растительные способствует уменьшению чрезмерной почечной фильтрации, прекращению выделения белка с мочой и образованию камней в мочевыводящих путях, предотвращая тем самым поражение почек при диабете. То есть, вегетарианская диета содержит в себе целый комплекс мер, способствующих нормализации углеводного и жирового обмена при диабете и может с успехом использоваться для его предотвращения, лечения, а также снижения риска возникновения его осложнений.

Вот видите, мы привыкли думать так, а реалии оказываются совершенно противоположными! Искренне надеемся, что количество диалогов: «Батюшка, у меня диабет, благословите не поститься! – Конечно, какой может быть пост при диабете, благословляю!» значительно уменьшится, и верующие, которые болеют диабетом, получат возможность и здоровье поправить, и возрасти духовно.

Пост при панкреатите: вред или польза?

Еще одно сомнение, достаточно распространенное в среде верующих в преддверии поста – это невозможность соблюдать пост при болезнях поджелудочной железы. Некоторые прихожане прямо говорят, что стоит начать поститься, как начинает «болеть поджелудка»…

Однако, во-первых, для того, чтобы сделать вывод о том, что это действительно «поджелудка», необходимо проконсультироваться с врачом, т.к. боли в животе могут быть не связаны с этим органом, а во-вторых, главным способом уменьшения болей при остром и обострении хронического панкреатита является ОГРАНИЧЕНИЕ объема пищи, вплоть до полной ее отмены, на срок от 3 до 7 дней, и, прежде всего, снижение количества жиров и клетчатки в пище.

То есть, пост (первоначальное значение этого слова – именно НЕупотребление пищи) – один из главных способов лечения панкреатита. Что же касается употребления при панкреатите животных либо растительных продуктов, то вне обострения панкреатита, если он не сочетается с сахарным диабетом, какой-то специфической диеты, во всех случаях позволяющей предотвратить обострение, не существует.

Главным условием является недопущение переедания, уменьшение приема веществ, способствующих повышению выделения сока поджелудочной железы (жареное, острое, кислое) и применение ферментов поджелудочной железы, что с успехом предотвращает обострения у примерно 80% пациентов. А что может лучше предотвратить переедание, как не сознательное ограничение себя в пище, требуемое постом?

И напоследок, заканчивая тему панкреатита, следует сказать, что любые нарушения здоровья, связанные с приемом пищи – это повод для обращения к врачу. Здоровый человек не может болями реагировать на перемены пищи с животной на растительную! Появление болей с началом поста – свидетельство наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и пост, скорее всего, тут не при чем. Точно так же, как появление болей в сердце при ускорении ходьбы не значит, что вам отныне нужно просто ходить медленнее. Нужно, прежде всего, проконсультироваться с кардиологом, а не вынуждать себя двигаться ползком. Быстрая ходьба – не причина болей в сердце, а провоцирующий их фактор, а причина – заболевание артерий сердца или что-то еще.

Точно так же пост – не причина болей, а провоцирующий фактор, следовательно, необходимо обследоваться и выяснить причину болей. В этой связи интересно будет привести слова моего друга, который не считает себя верующим. У друга – тяжелейшая форма панкреатита, связанная с перенесенным описторхозом, так что он вынужден тщательно следить за тем, что он ест и в каких количествах. Так вот, на мой вопрос, может ли человек с хроническим панкреатитом соблюдать пост, он ответил: «Конечно! Более того, я сам соблюдал пост (из интереса и, добавим мы, может быть и из солидарности с верующими друзьями?). Единственная сложность – это то, что сложнее придумать, чем и как питаться. Однако при разумном подходе и искреннем желании соблюсти пост можно и больному панкреатитом, а если ввести в питание рыбу – то проблема вообще отпадает полностью.

А самое интересное, что он сказал следующее: «Если у тебя панкреатит, и тебе тяжело соблюдать пост, то ты определись с тем, что для тебя более важно: Божия заповедь или личный комфорт. Если первое – то никаких препятствий, кроме необходимости чуть-чуть потрудиться и подумать, нет. Ну а если второе – то задумайся, действительно ли ты верующий».

Все еще боитесь анемии?

Еще одним из проявлений пищевой недостаточности при вегетарианстве является так называемая анемия, или, как говорили в старину, малокровие. Анемия при чисто растительном рационе возникает, как уже говорилось выше, из-за недостатка витамина В12. Основным пищевым источником этого витамина являются говяжьи субпродукты: печень, сердце, почки, в меньших количествах он содержится в рыбе, сыре, яйцах, курятине, в наименьшем – в молоке. Поэтому строгим вегетарианцам рекомендуется принимать этот витамин дополнительно. Он всасывается в кишечнике и может приниматься через рот, и только тем, у кого нарушено всасывание этого витамина (заболевания кишечника либо врожденный недостаток особенного вещества в кишечной стенке, которое способствует всасывания этого витамина), необходимо пользоваться инъекциями этого препарата.

Но самое приятное для православных христиан – это то, что витамин В 12 накапливается в печени про запас, и только 2-3 года строгого вегетарианства могут привести к развитию В 12 -дефицитной анемии! Нам, соблюдающим церковный устав, подобное осложнение, значит, точно не грозит.

В народных разговорах, да и в медицинской литературе имелись указания на наличие связи между вегетарианством и нарушениями менструального цикла у женщин. Однако при сбалансированной растительной диете подобных нарушений не отмечается, что позволило сделать вывод о влиянии именно недостаточности белка на возникновение данных состояний, а не собственно растительной пищи, что лишний раз свидетельствует в пользу необходимости достаточного содержания нужных веществ в растительной диете, в данном случае – белков.

Пост для беременных женщин и детей

Еще один животрепещущий вопрос – вопрос соблюдения поста беременными и кормящими женщинами. В общем, беременная женщина является ЗДОРОВЫМ человеком, беременность – это физиологическое состояние, и все, необходимое ребенку и самой матери содержится и в постной пище.

Многочисленные наблюдения за беременными вегетарианками выявили лишь незначительное уменьшение массы плода и, у строгих вегетарианцев, более раннее наступление родов, при отсутствии серьезных отклонений как у матери, так и у ребенка. Умеренные вегетарианцы (а, как мы уже подчеркивали, ими можно считать соблюдающих посты православных) вынашивают и рожают детей нисколько не хуже, а подчас и лучше, чем женщины не постящиеся. А лучше – потому что гораздо легче для женщины и безопасней для ребенка, если его вес меньше, тем более что беременность крупным плодом вообще считается патологической и требует от акушера пристального внимания.

И, наконец, следует остановиться на воздействии растительной диеты на растущий организм ребенка. Мы специально говорим лишь о диетологической стороне дела, хоть и понимаем, что пост является свободным выбором человека и навязывать его силой – ни к чему. Однако, тем не менее, соблюдая, пусть не полностью (хотя в некоторых семьях – и полностью), пост, дитя с раннего возраста проникается этой благочестивой традицией и у него не возникнет проблем понимания того, почему он раньше пил кефир и ел творожок, а потом вдруг ему это стало неполезно.

Научные наблюдения свидетельствуют о том, что при соблюдении некоторых условий, даже постоянная вегетарианская диета не оказывает вредного воздействия на детей. То, что мы уже сказали про дефицит белка, кальция, витаминов, сбалансированности пищи – касается и детей. Кроме того, следует уделять внимание употреблению растительных масел с пониженным содержанием линоловой и линоленовой кислот (например, соевое и рапсовое масла), так как их избыток может приводить к нарушениям зрения. Однако опять повторимся, что все это касается семей, где дети ПОСТОЯННО находятся на вегетарианской диете, но знаменательно, что и в этом случае можно избежать вредного воздействия такого питания на ребенка.

Подводя итоги, можно лишь порадоваться, что в наше время проблем с приобретением постных продуктов, в том числе недорогих, нет. И любой, для которого Божия заповедь дороже собственных вкусовых пристрастий, и кто не хочет лишиться великой духовной и телесной пользы поста – может поститься, поститься постом приятным, и не бояться мифических вредностей этого благодатного времени!

Для сомневающихся мы сочли целесообразным привести список использованной в процессе подготовки материала литературы, которая вся является научной и опубликованной в серьезных медицинских журналах. Наш личный с супругой опыт позволяет абсолютно ответственно заявить о том, что затраты на питание в пост не только не увеличиваются, но уменьшаются на 20-25%. Кроме того, выносив и родив трех здоровых детей, моя супруга с полным правом теперь говорит о том, что пост и беременность – вещи абсолютно совместимые, и остается только привести слова нашего правящего архиерея, чтобы поддержать мать моих детей: «Пост не предназначен для того, чтобы нанести вред своему здоровью. Пост – это источник телесного здоровья, при условии, конечно, соответствующего к нему отношения. А пост беременной женщины – это залог здоровья и ее будущего ребенка».

Дорогие братья и сестры! Мы от всего сердца желаем, чтобы время, потраченное нами на поиск и доведения да вашего сведения всей этой информации, не оказалось потраченным впустую. Мы всегда готовы к общению и к вопросам, самым каверзным, которые могут возникнуть по прочтении этого материала. При возникновении их – милости просим к нам в храм святителя Иннокентия Московского, расположенного по адресу г. Екатеринбург, улица Главный проспект (ныне Ленина) 11а, или звоните по телефону (телефон автора статьи) 8-902-87-11-660.

ПРИМЕРНОЕ НЕДЕЛЬНОЕ ПОСТНОЕ МЕНЮ
Без употребления животных продуктов, но не по строгому монастырскому уставу

Понедельник
Завтрак – Каша на воде (любая – овсяная, пшенная, рисовая и т.д.). В тарелку можно добавить мед, варенье, джем, сахар. Кофе, чай, компот, овсяное печенье, фрукты, хлеб.
Обед – Суп – борщ без мяса, постный майонез по вкусу. Салат грибной (вареный картофель, маринованные грибы (свои или купленные в магазине), репчатый лук, ароматное подсолнечное масло), хлеб. Чай с сахаром, медом, фрукты.
Ужин – Вареники с вишней, капустой, картофелем (свои или купленные в магазине). Салат из краснокочанной капусты, моркови и (необязательно) сладкого перца с растительным маслом. Чай, мармелад.

Вторник
Завтрак – Каша. Чай или кофе, овсяное печенье.
Обед – Суп – борщ без мяса, постный майонез по вкусу. Салат из редьки и картофеля с растительным маслом. Чай с медом или вареньем, фрукты, хлеб.
Ужин – Макароны с соусом (кетчуп, или томатный соус собственного приготовления). Овощной салат (помидоры, огурцы, зелень, листовой салат, редиска, ароматное растительное масло), чай (компот, сок), хлеб.

Среда
Завтрак – Мюсли или хлопья с соком. Чай или кофе, печенье, фрукты.
Обед
Ужин – Каша гречневая с жареным луком, грибы тушеные (шампиньоны или любые сушеные, а также замороженные), соевый соус. Овощи: крупно порезать помидоры, сладкий перец, огурцы, редиску и т.д. Чай (компот, сок), хлеб.

Четверг
Завтрак – Бутерброды с кабачковой или баклажанной икрой. Чай (кофе), фрукты.
Обед – Суп гороховый без мяса с гренками. Винегрет. Хлеб, чай.
Ужин – Рис с овощами (на сковороде соединяются вареный рис и обжаренные вместе морковь, лук, помидоры, сладкий перец, после чего тушатся 2-3 минуты). Зеленый горошек консервированный. Чай или компот.

Пятница
Завтрак – Мюсли или хлопья с соком. Чай или кофе. Печенье, фрукты.
Обед – Грибной суп (из замороженных, сушеных или свежих (шампиньоны) грибов), постный майонез по вкусу.
Ужин – Вареный картофель с зеленью, чесноком и подсолнечным маслом, тушеная цветная капуста (свежая или замороженная). Чай, компот, хлеб.

Суббота
Завтрак – Каша на воде любая. Чай или кофе. Печенье, хлеб.
Обед – Грибной суп, постный майонез по вкусу. Салат из морской капусты с подсолнечным маслом. Чай, компот, хлеб.
Ужин – Овощное рагу (картофель, капуста, морковь, свекла и мелкая вермишель – тушатся с добавлением подсолнечного рафинированного масла). В готовое блюдо можно добавить постный аналог сливочного масла, например «Покровское». Чай, компот, хлеб.

Воскресенье
Завтрак – Каша на воде любая. Чай, кофе или сок. Фрукты, хлеб.
Обед – Щи постные, по вкусу – постный майонез. Котлеты картофельные с грибами (можно купить полуфабрикаты, они бывают морковные, свекольные, капустные). Чай, сок, хлеб.
Ужин – Пироги с капустой, картофелем (тесто можно сделать самим, можно приобрести
готовое – дрожжевое, либо замороженное слоеное бездрожжевое). Пирожки с яблоками, вишней, любыми другими фруктами и ягодами. Чай или компот...

В других номерах:

Великий пост

Беседовала Светлана Ладина

Эта беседа состоялась летом 2008 года. Генеральный консул США в Екатеринбурге г-н Джон Степанчук любезно согласился дать интервью журналу «Православный вестник». Мы беседовали незадолго до отъезда г-на Степанчука из Екатеринбурга: получив новое назначение, он покидал наш…

Простые вопросы

Беседовала Ксения Кабанова

Хвалим Тя, благословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея Сегодня будем говорить о волшебном слове, а точнее – о том чувстве, которое выражается этим словом. В детстве нас учили быть хорошими мальчиками и девочками и говорить волшебное слово «спасибо».

Яндекс.Виджеты

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.